Челнам нужны десятки лет, чтобы перестать быть моногородом

В Госдуме РФ планируют рассмотреть вопрос о снижении количества населенных пунктов со статусом моногорода с 321 до 170. По данным Минэкономразвития это может произойти в 2020 году.

Председатель Совета по изучению производительных сил Всероссийской академии внешней торговли Дмитрий Землянский предполагает, что из списка вычеркнут населенные пункты с количеством жителей менее трех тысяч человек, а также города, в которых градообразующее предприятие перестало играть ведущую роль в экономике. В качестве примеров эксперт назвал Набережные Челны и город Полевской в Свердловской области.

Но перестал ли КАМАЗ играть градообразующую роль?

В начале этого года экономические показатели Набережных Челнов находились на низком уровне в сравнении с прошлым годом. Тогда начальник управления экономического развития и поддержки предпринимательства исполкома Гузель Гилязова, сообщала, что все будет зависеть от градообразующего предприятия КАМАЗ. Прошел почти год, ситуация, к сожалению, пока не изменилась: индекс промышленного производства в Набережных Челнах с января по август 2019 года составил 89,3 процента.

«Челнинские известия» связались с заместителем руководителя исполкома Набережных Челнов Эльдаром Тимергалиевым и попросили прокомментировать эти цифры.

Он подчеркнул, что пока экономика города находится только на пороге диверсификации и по-прежнему зависима от автогиганта. За четыре года невозможно повернуть экономику большого города на 180 градусов и полностью избавиться от наследия моногорода.

«На градообразующем предприятии КАМАЗ трудится более 35 тысяч человек. Он оказывает значительное влияние на атмосферу в городе, его экономику. Любые изменения в негативную сторону на КАМАЗе сказываются на жизни всех граждан, - говорит Эльдар Тимергалиев. - По документам Челны могут потерять статус моногорода, а по факту такие процессы занимают десятки лет. Например, в Рурской области Германии выравнивание экономики от горнодобывающего региона до диверсификации экономики заняло около 30 лет. У нас процесс действует около четырех лет, и говорить, что мы достигли полной диверсификации, нельзя. Да, есть положительные тенденции, но работы в этом направлении еще очень много. Действительно, на данный момент в Челнах высокая занятость, низкая безработица. Нужно смотреть не только как ситуация складывается сегодня, но и заглядывать вперед, мыслить стратегически. В любой момент все может измениться, необходимо подготовить фундамент , то есть привлечь в Челны бизнес, не связанный с ПАО «КАМАЗ»».

Чиновник отметил, что формирование доходов городского бюджета, которые зависят от налоговых платежей бизнеса, не достаточно справедливы.

«Большая часть налогов уходит в федеральный и региональный бюджеты, городу остается немного. Кроме того, стоит смотреть на такие показатели как объем отгруженной продукции предприятий ТОСЭР. Пока она составляет 7,3 процента от всей отгруженной продукции, изготовленной в Набережных Челнах. Эта цифра ежегодно растет, но пока она явно не так велика, чтобы говорить о том, что мы перестали быть моногородом», - считает Эльдар Тимергалиев.

Доцент, заведующий кафедрой финансового менеджмента КИУ (ИУЭП) Иван Стяжкин напомнил, что в отношении компаний, которые пришли работать на Территорию опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), государство давало гарантии по субсидированию. Обманывать татарстанский, российский и международный бизнес власти не станут.

«Маловероятно, что у Челнов отнимут статус моногорода. Под это создавалась площадка ТОСЭР. Есть резиденты, которые планировали работать как минимум 10 лет в льготном налоговом режиме. Раз государство взяло обязательства, оно будет их выполнять. Другое дело, субсидирование, которое город имеет сверх обязательств по ТОСЭР, могут снизить», - считает ученый.

При этом Иван Стяжкин полагает, что в правительстве может быть принято решение об изменении финансирования города, и появления иных форм дотаций из бюджета России.

«Возможно для поддержки городов, которым статус моногорода отменят, закладываются какие-то деньги. Не исключаю, что власти считают, что в Набережных Челнах экономическая обстановка стабилизировалась, появились отрасли и предприятия, которые начали вносить сопоставимый с КАМАЗом вклад в экономику города», - сказал доцент.

Напомним, что благодаря Фонду моногородов, резидентам ТОСЭР в экономику Набережных Челнов было привлечено свыше 3,5 миллиардов рублей. На эти дотации проводилось строительство реконструкция объектов инфраструктуры, компании получали займы для реализации инвестиционных проектов и иных целей. Если Челны потеряют статус моногорода, под вопросом окажется развитие не только нашего города, но и всего Закамского региона в целом.

Источник