Что делать, если ребенка травят в школе

- Травля в школе некоторых детей существовала всегда. Теперь же появилась еще и интернет-травля. Каковы причины детской агрессии?

– Агрессором обычно становится тот, кто не удовлетворен своим социальным положением. Счастливые люди пытаются осчастливить, несчастные – пытаются других сделать несчастными: у кого что есть, тот тем и делится. Поэтому когда мы работаем с ребенком, который подвергся буллингу, объясняем ему, что это не он плохой, а у хулигана была такая среда и жизнь, которая сделала из него агрессора.

Но это не значит, что обидчиками становятся только те, кто живет в неблагополучных условиях. Чрезмерно любить ребенка или, наоборот, не любить – это два крайности, которые всегда чреваты тем, что подросток превратится в агрессора.

– Кто больше других подвержен буллингу? Кто становится мишенью школьных издевательств сверстников?

– В большей степени дети, которые воспитывались в семьях с чрезмерным давлением или, наоборот, опекой. Где не хватало любви, внимания. Также новички в коллективе, когда они не могут выстроить отношения с новыми одноклассниками.
Обычно буллинг начинается в подростковом периоде. В этом возрасте родители и учителя, как авторитеты, уходят на второй план, на первый выходят сверстники.

В младших классах буллинг тоже может быть, но обычно, когда учитель поощряет его. Например, когда педагог говорит: «Посмотрите, какой Петя чумазый».

Если разделять буллинг по половому признаку, то есть мнение, что у девочек буллинг сильнее. Мальчики применяют физическую силу, а у девочек давление чаще психологическое, оно построено на сплетнях, интригах, игнорировании.

– Может быть такое, что буллинг сделает сильнее ребенка, который ему подвергается?

– Говорят, что если хочешь научить ребенка плавать, нужно бросить его в воду. Но только при таком способе кто-то выплывет, а кто-то утонет. Соответственно, и в ситуации с травлей кто-то становится крепче, а кто-то не выдерживает и даже совершает попытки суицида. Терпеть буллинг нельзя, надо решать проблему, не бояться просить о помощи, не бояться выражать гнев. Гнев – это нормальная реакция, просто нужно направить его в мирное русло, например, в спорт.

– Как вести себя тому, кто подвергся буллингу?

– Прежде всего нужно, чтобы он не боялся рассказать об этом родителям. В этом вопросе следует делать все комплексно: учитель и родитель должны между собой общаться, подключить психолога. Ребенка можно отдать в спортивную секцию, где его научат драться. Но бывают разные ситуации: где-то нужно сразу убегать, а где-то – просить помощи у взрослых.

У меня был мальчик, которого не принимали в новой школе. Выяснилось, что он собирает камни. Тогда мы с учителем предложили ему выступить перед классом и рассказать о своей коллекции. Одноклассникам стало интересно, они начали его расспрашивать, завязался диалог, который послужил началом дружбы.

Ведущим качеством при решении проблем буллинга является самооценка подростка, которого травят. Будет ли он обращать внимание на то, что его обозвали, например, толстяком? Если он отреагирует, то его продолжат дразнить. Перевести такие выпады в шутку может только самодостаточный человек, но у большинства людей самооценка занижена.

– А как повысить самооценку ребенка?

– На самооценку влияет то, как родители поощряют ребенка, как они его хвалят и ругают. Есть известный закон бутерброда, его нужно применять, когда взрослые хотят высказать претензии: сначала похвалить, потом покритиковать и потом снова похвалить. К примеру, подросток не убрал вещи. Мама говорит: «Ты такой послушный сын (похвала), а тут вещи разбросаны (критика, но не говорим «ты разбросал»), убери, пожалуйста, у тебя все так быстро получается (снова похвала)».

– Если подросток скрывает факт травли, как родителям заметить, что он стал жертвой сверстников?

– Если он ни с кем из одноклассников не общается, последний уходит из класса, прячет телефон, у него синяки, пропадают какие-то вещи. Еще один показатель – подросток плохо спит, ведь сон – это показатель психического здоровья.

– Стоит ли родителям вмешиваться в конфликт?

– Агрессия порождает агрессию. Когда родители приходят на разборки, могут подключиться и родители хулигана, что может усугубить ситуацию. Как я сказала, нужно работать в комплексе, должна подключиться и семья, и окружение, и учитель.

– А если просто перевести ребенка в другую школу?

– Это страусиная защита, которая не решает проблемы. Похожий конфликт может возникнуть и в другой школе. Поэтому нужна не смена обстановки, а работа над психологическим статусом жертвы боулинга, над его самооценкой, способностью найти место в коллективе.

фото pixabay.com

Источник