Джорджо Агамбен: «Все это, что существовало почти 10 веков, заканчивается навсегда.»

Джорджо Агамбен: «Все это, что существовало почти 10 веков, заканчивается навсегда.»

Одним из самых неожиданных результатов пандемии станет по всей видимости трансформация высшего образования. Так уже сейчас известно, что многие европейские университеты со следующего года переходят на онлайн обучение, а это означает не что иное, как завершение многовековой традиции студенческого братства. Даже легендарный Кембридж объявил о полном переходе в учебном году 2020-2021 на цифровое обучение. Итальянский философ Джорджо Агамбен так отозвался на эту новость:

Как мы и предсказывали, занятия в университете будут проводиться со следующего года в режиме онлайн.

То, что было очевидно внимательному наблюдателю, а именно то, что так называемая пандемия будет использоваться в качестве предлога для все более широкого распространения цифровых технологий, теперь стало реальностью.

Нас здесь не столько волнует грядущая трансформация обучения, при которой элемент физического присутствия, во все времена столь важный во взаимоотношениях между студентами и преподавателями, окончательно исчезает, так же как исчезают и групповые дискуссии на семинарах, которые были самой живой частью обучения. Важной частью наступающего технического варварства, которое мы переживаем, является стирание из жизни каких бы то ни было чувств и утрату лиц, навсегда заточенных в спектре экрана.

В том, что ныне творится гораздо важнее нечто, о чем вообще ничего не сказано, а именно, конец коллективности как формы жизни. Европейские университеты родились из студенческих ассоциаций - universitates - и они обязаны своим именем именно им. Быть студентом означало, прежде всего, вести образ жизни, при котором обучение и прослушивание лекций, безусловно, имело важное значение, но не менее важным была встреча и кропотливый обмен мнениями с другими scholarii, которые часто приезжали из самых отдаленных мест и группировались в соответствии с местом их рождения в nationes. На протяжении веков этот образ жизни по-разному менялся, но неизменной, от clerici vagantes средневековья до студенческих движений ХХ века, являлась социальная составляющая феномена. Каждый, кто преподавал в университетской лекционной аудитории, прекрасно знает, как прямо на его глазах формировались дружеские связи, а небольшие учебные и исследовательские группы оформлялись в соответствии с культурно-политическими интересами, и которые продолжали жить после окончания обучения.

Все это, что существовало почти десять веков, теперь заканчивается навсегда. Студенты больше не будут жить в городах, где расположены их университеты. Вместо этого они будут слушать лекции, запертые по своим комнатам и иногда разделенные сотнями километров от тех, кто раньше был их однокурсником. В маленьких городах некогда престижных университетов с улиц исчезнут сообщества студентов, которые составляли самую живую их часть.

Относительно любого умирающего социального феномена можно утверждать, что в определенном смысле он заслуживал своего конца, и, несомненно, наши университеты достигли такой степени коррупции и профессионального невежества, что о них уже невозможно сожалеть, и, следовательно, образ жизни студентов стал таким же выхолощенным.

Однако мы должны твердо настаивать на двух пунктах:

  1. Профессора, которые массово соглашаются подчиниться новой телематической диктатуре и проводить свои курсы только онлайн, являются идеальным эквивалентом университетских профессоров, поклявшихся в 1931 году в верности фашистскому режиму. Как случилось и тогда, скорее всего, только пятнадцать из тысячи откажутся, но, безусловно, их имена запомнятся вместе с теми пятнадцатью, которые отказались давать присягу.
  2. Студентам, которые действительно любят учиться, придется отказаться от обучения в таким образом изменившихся университетах, и как в прошлом создавать новые universitates, и только там, перед лицом технического варварства, может выжить слово прошлого и родиться нечто вроде новой культуры.

Источник