ИТОГИ НЕДЕЛИ: «штормовая» деловая среда, «смерч» реваншизма во внутренней политике, «тишь» назначений в ...

ИТОГИ НЕДЕЛИ: «штормовая» деловая среда, «смерч» реваншизма во внутренней политике, «тишь» назначений в ...

На пленарном заседании ПМЭФ Владимир Путин отметил, что один из факторов конкурентоспособности страны – это благоприятная деловая среда. Лидерами, по словам президента, стали такие регионы, как Якутия, Приморский край, Самарская область, Крым и Северная Осетия, Пермский край, Нижегородская область, Удмуртия, Ивановская и Новгородская области. Победителями рейтинга инвестиционного климата стали Москва, Татарстан, Тюменская и Калужская области, Санкт-Петербург.

Ключевыми здесь должны быть конкуренция между регионами за предпринимателя, инвестора, понятные всем правила игры, отсутствие лоббизма в отношении каких-то своих приближенных предпринимателей.

Если перенести это на омские реалии, то можно констатировать, что местным властям придется сильно постараться, чтобы реализовать пожелания главы государства. Конкуренцию за предпринимателей область пока проигрывает – десятки предприятий продолжают перерегистрацию в другие регионы – помимо Москвы, наблюдается серьезный отток в соседнюю Тюменскую область. Как признавались сами бизнесмены, представители профильных тюменских ведомств сами выходят на контакт с ними, предлагают в кратчайшие сроки решить все формальные вопросы, предоставить различные варианты сотрудничества и установить режим благоприятствования. Не гнушается прямыми контактами и руководство региона – так, Виктор Шкуренко рассказывал о неожиданном визите тюменского губернатора прямо на стройплощадку магазина.

Как рассказывал Вячеслав Васильев, после проблем с «Первомайским» с ним связались из тамошнего департамента экономики, заявив: «готовы вам предоставить площадку под подобный объект на выбор. Хотите – в спальном районе, хотите – в центре. Подвод коммуникаций – за наш счет».

Не все гладко и с понятными правилами игры. Можно вспомнить, например, эпохальное 108-е постановление, попросту разорившее десятки, если не сотни предприятий. Выжившие теперь увязли в долгих судебных тяжбах с властями, выбивая излишне переплаченные деньги. Многочисленные иски и неизбежные крупные выплаты теперь, как вода камень, будут подтачивать бюджеты всех уровней, внося неприятные корректировки уже в разверстанные финансовые планы. В общем, развивать бизнес в таких условиях способны лишь очень смелые предприниматели.

Что касается пресловутого лоббизма, то происходящее за последнее время служит безмолвной иллюстрацией к этому вопросу. Чего стоит только меняющиеся на ходу условия конкурса на установку т.н. «теплых остановок». После последних корректировок оказалось, что десятки точек в самых хлебных местах города мэрия готова отдать практически за бесценок, по цене пары киосков у вокзала. Таким образом, скудная городская казна, на нищету которой так любят жаловаться местные власти, недополучит десятки и сотни миллионов рублей. Разница эта в виде стоимости субаренды, очевидно, пойдет в карман заранее определенному победителю.

Местный бизнес поучаствовать в «дележке пирога» вряд ли сможет – владельцы павильонов попросту не просочатся через искусственные преграды, например, в виде залога для участия, значительно превышающего саму стоимость лота. А значит, без заработка останутся и сами арендаторы-омичи, и сотни их сотрудников.

Конкурс подавали под соусом заботы об омичах – мол, теперь пассажиры не будут мерзнуть в ожидании транспорта. В итоге же вышло, что условие обогрева торгово-остановочных комплексов перестало быть определяющим – хочешь делай, хочешь нет, стоимость аренды не изменится.

Можно вспомнить и список одних и тех же фирм в области дорожного строительства, которые раз за разом продолжают осваивать миллиардные бюджеты на строительство и ремонт. Несмотря на публичную критику со стороны губернатора и признание УФАСом наличия «дорожного картеля», никаких сдвигов в этом направлении не наблюдается. Так, один из подрядчиков недавно выиграл тендер на строительство трассы на Левобережье за 903 млн рублей, хотя, по разным подсчётам, минимальная себестоимость таких работ на уровне 1,1 – 1,2 млрд. Какое будет качество дороги при этом – представить несложно.

Высказанные в выступлениях президента идеи обычно воспринимаются как руководство к действию и поручения, поэтому омским чиновникам придется очень сильно постараться, чтобы добиться положительных сдвигов хотя бы по одному из направлений. И большой вопрос, захотят ли они сами заниматься этой тяжкой работой.

Как стало известно «СуперОмску», в Русско-Полянском районе разгорается политический скандал, связанный с должностью главы района. По сведениям источников, руководитель Главного управления внутренней политики Омской области Михаил Каракоз оказывает давление на депутатов местного райсовета с целью сместить нынешнего главу муниципалитета Анатолия Жорова. У него в этом году заканчивается срок полномочий.

Однако народные избранники, которых Жоров вполне устраивает и кардинальных претензий к нему нет, явно против такого развития событий. Ситуация дошла до того, что 11 из 12 депутатов подписали письмо на имя губернатора с просьбой вмешаться и прекратить попытки прессинга со стороны ГУВП. Народные избранники констатируют устойчивое развитие района на протяжении последних пяти лет.

Мотивацией для отставки называют некое «общее мнение о том, что в район нужно привести другого человека». Однако, что именно ставят в упрек Жорову – никто называть не хочет, равно как никто не хочет встретиться с местными жителями и вживую поинтересоваться их соображениями. В общем, просто поставили перед фактом. Приводят лишь данные некоего социологического опроса, якобы показывающего неудовлетворенность властью и состоянием хозяйственных дел в районе. Ставится в вину и неудовлетворительное состояние транспорта, дорожного покрытия, хотя очевидно, что данные вопросы решаются на уровне области и главным образом зависят от объема поступлений из регионального бюджета.

Для информационной поддержки был организован сюжет на государственном «12 Канале», где Жорова обвиняют во всех возможных бедах – мол, провалил программу капремонта, строительства, поддержки молодых специалистов. Хотя, опять же, капремонтом занимается профильный фонд. Поэтому, если и есть вопросы, адресовать их нужно именно в эту организацию. В репортаже областных телевизионщиков, который по объему больше походит на фильм, нет ни намека на объективность, явно, что сценарий сюжета был заранее расписан в нужном ключе. В заключение журналисты, втянутые не по своей воле в политические интриги областного чиновника, обещают показать и вторую часть «расследования». Но в указанный день материал так и не вышел. Вероятно, Каракоз ждал большей прыти от «акул пера», финансируемых из скудного регионального бюджета и оказался недоволен «расследованием».

Такое внимание к отдельно взятому главе несколько удивляет. И очень похоже на то, что ведомство Каракоза в попытках сместить неугодного чиновника бьет по всем фронтам – и властному, и общественному с помощью средств массовой информации. Можно констатировать, что Главное управление внутренней политики и его руководитель, призванные сохранять хрупкий баланс и стабильность политической системы, вместо этого действуют на ее дезинтеграцию, вносят напряженность.

Впрочем, причины этого лежат на поверхности. Перенесемся в 2014 год, в период выборов главы района. Региональное отделение «Единой России», руководимое Александром Артемовым, тогда продвигало замглавы Игоря Андреева, однако он с грохотом провалился, набрав лишь 19%. А вот фермер Жоров получил 68 процентов – народ предпочел вместо аппаратчика отдать голос за хозяйственника, большую часть жизни проработавшего в сельском хозяйстве района. Можно предполагать с большой долей вероятности, что теперь Артемов руками своего давнего соратника Каракоза банально мстит неугодному самовыдвиженцу за дерзкую победу. В очередной раз амбиции узкой группы лиц оказываются важнее благосостояния целого муниципалитета, который под нажимом сверху движется к политическому коллапсу.

ИТОГИ НЕДЕЛИ: «штормовая» деловая среда, «смерч» реваншизма во внутренней политике, «тишь» назначений в ...

Администрация Омска запланировала масштабные «чистки» в составе комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки. Этот коллегиальный орган является одним из ключевых в градостроительной деятельности, занимается определением и изменением территориальных зон, согласованием проектов строительства объектов недвижимости, поправками в градостроительной документации, разрешениями на вид использования участка и т.д. Предусматривается исключить из комиссии депутатов горсовета: Сергея Грушичева, Владимира Гуселетова, Ивана Ивченко, Дмитрия Петренко, Алексея Саяпина, Александра Мураховского, Андрея Никитина и Андрея Ткачука, а также депутата ЗС Валерия Кокорина. Взамен в комиссию включат первого замдиректора депархитектуры Светлану Рогову, главного инженера проектов БУ «Омскархитектура» Кирилла Брюхова, а также нескольких сотрудников городских и областных ведомств в ранге от главных специалистов до начальников отделов. При этом Брюхов явно не по чину назначается председателем комиссии, хотя на протяжении многих лет коллегиальным органом всегда руководил директор депархитектуры.

Пресс-служба мэрии попыталась оправдаться за такое решение, мол, четыре депутата все еще входят в состав комиссии, потому что они состоят в профильном комитете. Остальным же поставили в упрек якобы нерегулярные посещения комиссии. Сами депутаты такой характеристикой недоумевают: мэрии были весьма адекватные способы скорректировать членство депутатов в этой комиссии. По мнению вице-спикера горсовета Андрея Ткачука, подобные выпады – попытка сделать комиссию управляемой вручную в угоду нового руководства депархитектуры. Депутатов просто ставят перед фактом без какого-либо диалога. «Просто кому-то понадобилась «карманная комиссия», которая будет принимать решение по одному щелчку пальцев нового руководителя, приехавшего из Екатеринбург», – заявил Андрей Ткачук в разговоре с «СуперОмском».

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:

На ровном месте, неумною рукой, объявлена война почти всем дееспособным депутатам. С этим не сравнится даже дурдом попыток нивелирования вирусного ролика падения мэра в грязь – явно столь же идиотских, как и парирование ущемления прав депутатов. В итоге совершенно искусственно, возможно, даже без ведома губернатора, создается внефракционная оппозиция довольно опытных, и, главное, активных игроков, которые до последнего времени соглашались играть по надуманным правилам, разработчики которых регулярно прикрывались неким «федеральным мандатом».

Теперь уже всем очевидно, что разработчики данной схемы, как и многих, менее заметно параллельно внедряемых других – «комбинаторы», умело стравливающие сложившиеся финансовые и политические блоки. Одним словом – используют старый добрый принцип «разделяй и властвуй». До последнего момента баланс сил по реальным вопросам в этом смысле сохранялся, хотя чаша терпения довольно широкого фронта пострадавших от «варягов» омских бизнесов давно уже переполнялась.

Депархитектуры – одна из самых консервативных и сложных городских структур, работа в которой ко многому обязывает, но относительно мало, что дает настоящим специалистам. С последними изменениями она получила радикально новый функционал, явно прописанный не под архитекторов или инженеров, а под заезжих менеджеров. Вряд ли этот опыт будет где-либо еще в полной мере тиражироваться, но его работу в данной сфере нужно изучать буквально под лупой – постоянно будет находиться масса интересного.

ИТОГИ НЕДЕЛИ: «штормовая» деловая среда, «смерч» реваншизма во внутренней политике, «тишь» назначений в ...

В минувший четверг два омских министерства обрели новых «старых» руководителей. Заместители, фактически исполнявшие обязанности министров, получили полноценный статус – Николай Дрофа в министерстве сельского хозяйства и продовольствия, а Евгений Козлов – в министерстве имущественных отношений.

Ранее, напомним, первое ведомство возглавлял Максим Чекусов, перешедший в Омский научный аграрный центр. Минимуществом руководил Борис Смольников. Отметим, что ранее должность замминистра и затем главы минсельхоза прочили партфункционеру, руководителю регионального исполнительного комитета местного отделения «Единой России» Ивану Трофимову.

Дрофа пришел в Минсельхоз в 2016 году на должность заместителя министра. До этого он шесть лет руководил поселком Омский Омского района. Евгений Козлов работает в Минимущества с 2005 года. До 2014 года он занимал должность начальника управления правового обеспечения, затем стал замом.

Еще одно назначение состоялось в ГУИПе – его возглавил журналист и политтехнолог Ярослав Лесовский. Официально о назначении не сообщалось, поскольку само ведомство находится в стадии слияния с ГУВП и образовании единого «Минпропаганды».

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:

Николай Дрофа давно зарекомендовал себя с лучшей стороны. Кроме того, это самое сложное направление, которое после Чекусова находится далеко не в лучшем состоянии (см. Итоги недели от 12 февраля с.г.). Качество управления отраслью при господине Чекусове практически не изменилось, а надежды на то, что он эффективно пролоббирует создание или расширение в регионе производств сельхозтехники (с которой он имел дело до прихода в правительство) не оправдались. Поэтому в начале сельскохозяйственного сезона данное назначение – довольно очевидный способ избежать ненужных рисков.

Как и предполагал «СуперОмск» касательно сменщика, очевидно, с Урала или других регионов никто на расстрельную должность не приехал. Да и нет в Свердловской области нужных специалистов по большей части нашего агропрома, той же пшеницы там просто не выращивается. Пока что ставки по всем подобным, ответственным, но опасным должностям делались на среднее звено, замминистров, главы районов – из той же категории.

Что касается Козлова, тут как раз наиболее вероятен сценарий с местным министром и «куратором» в ранге заместителя или первого зама, включая и иногородних «смотрящих», и «растаскивание» функционала. Омское минимущества долгие годы обслуживало интересы находившихся у руля региона группы, поэтому удивляться тут, по большому счету, нечему.

Наконец, Лесовский - это один из немногих опытных профессионалов в нынешней областной команде, да и в Омске, в целом. Во-вторых, он, действительно, в отличие от г-на Каракоза, имеет опыт реальной политики и политтехнологий, а будущее министерство хотя бы уже по одному названию вроде бы должно иметь подобных специалистов. На последних губернаторских выборах Лесовский, действительно, входил в предвыборный штаб. Хотя данный штаб, во-первых, изначально был заблокирован ставшей притцей во языцех «женой советника Кузнецова». А, во-вторых, просуществовал до начала прошлого июня. Т.е., ровно до момента, когда коммунисты по договоренности Зюганова, и, (тогда еще) Миронова, «слили» омские выборы.

Но и за этот срок Лесовский успел зарекомендовать себя с самой положительной стороны (а, учитывая, что все оценки данной публикации определенными людьми считываются, как некие шифровки, скажем сразу: нет, это не так. Новый глава ГУИП, действительно, заслуживает профессиональных алаверды, без всяких заискиваний перед ним в его новой, и, в общем-то, очень ненадежной должности). За прошедший год, видимо, ему также удалось войти в доверие и к главе региона. Внешним фактором является то, что Лесовский долгие годы возглавлял «Омскую правду».

Учитывая, что назначение произошло во время реорганизации самого ГУИП, возможно, не все так уж прозрачно с будущим министром, или кому-то просто нужно ввести Лесовского, как «наследного принца» ГУИПа, и, соответственно, автоматического перзама, ослабив влияние Каракоза. Если это так, его, как довольно неплохого специалиста, втягивают в сложную аппаратную игру с нулевой суммой выигрыша. Очень вероятно, что все, что сейчас творится вокруг создаваемого «минправды», кончится для основных фигурантов и «подписантов» весьма плачевно.

Огладываясь в будущее, Лесовский вполне может наверстать как раз те направления, которые прежний руководитель ГУИП Анастасия Гуливатенко даже не думала закрывать – имидж не столько персонально губернатора, сколько его команды. А, главное – региона. Сильно мешать этому будет, конечно, подчиненность «министерству правды». При этом, ярко выраженные коммуникативные способности Гуливатенко вряд ли в этом раскладе кто-то сможет компенсировать. Поэтому и проблемы во взаимоотношениях со СМИ, которые все сильнее будут осознавать политику «кнута и пряника», микшировать будет некому.

Источник