Соавтор «вечной дороги» готовит иск против СибАДИ за плагиат технологии
Как накануне писал «СуперОмск», СибАДИ зарегистрировал патент на доработанную технологию «вечной дороги», изобретенную авторским коллективом из четырех омичей. Суть конструкции – сочетание треугольных бетонных «паззлов», соединенных специальными замками. Под нагрузкой они сдвигаются, тем самым увеличивая прочность и создавая каналы для отвода воды с поверхности.
Вскоре после того, как действие патента закончилось, СибАДИ оформил свое свидетельство на доработанную версию изобретения. Из прежнего коллектива авторов там присутствует только Александр Антонов. Остальные – сотрудники СибАДИ, в том числе профессор кафедры «Строительство и эксплуатация дорог» Александр Смирнов.
«СуперОмск» связался с одним из авторов исходного изобретения – Дмитрием Волковым из Тюкалинска. Он рассказал, что, по его мнению, СибАДИ попросту присвоил себе разработку, перетянув на свою сторону Антонова. По оценкам экспертов, к которым обращался Волков, стоимость только патента может составить на международном рынке примерно 50 млн долларов, а сама технология при промышленном внедрении может принести миллиарды.
«Мы обращались в Красноярск в журнал для опровержения статьи, которую напечатал СибАДИ под патронажем Смирнова. Там даже не указано, что основополагающим автором является первый коллектив. На сегодняшний день первый опытный образец находится в Тюкалинске, где я проживаю. Один из авторов, Антонов, откололся от нас. Но запатентовали они не то, что может работать», – прокомментировал Волков.
Изобретатель рассказал – в СибАДИ их направило правительство Омской области, куда обращались авторы. И с первых дней представители вуза показывали снисходительное отношение.
«По сути, это было вытягивание информации. Приходили на научный консилиум с 20 профессорами, Смирнов мне популярно озвучил – а вы никто, мы что хотим, то и делаем. Они понимают – за этой технологией будущее – и подвесные дороги, и укрепление береговой линии, устройство орошения. Все это можно делать с помощью этого материала. Сейчас они поставили первый шаг к дальнейшим патентам», – считает соавтор технологии.
По словам Волкова, с помощью технологии Николы Теслы такая дорога даже может получать электричество и обеспечивать подогрев и питание фонарей освещения. При необходимости в военных целях в элементы дороги можно встраивать устройства радиоэлектронной борьбы, которые смогут нейтрализовать вражескую технику.
Конструкция позволяет выдерживать нагрузки до 80 тонн на ось, тогда как обычная шоссейная дорога – до 12 тонн. На обычную поселковую дорогу можно будет посадить самолет, утверждает изобретатель. На опытный участок в Тюкалинске успешно загоняли туда и грузовой ЗиЛ, и легковые машины.
Отказываться от борьбы Дмитрий Волков не намерен – нанятый им адвокат уже готовит материалы для суда с вузом. Параллельно идет поиск инвесторов – за прошедшие годы обращались и во все возможные российские структуры власти, к белорусскому «БелДорНИИ», к проектировщикам технопарка в Казахстане, на омские крупные предприятия. Но пока финансовой поддержки не удалось добиться.