Совсем не МХАТ, и это хорошо: театр Женовача отмечает 15-летие

Совсем не МХАТ, и это хорошо: театр Женовача отмечает 15-летие

Диляра Тасбулатова

Что и говорить, тут – особый случай. Вроде как 15 не 100, и даже не 50, казалось бы, и отмечать-то особо нечего: очередной театральный коллектив сообщает нам, что ему уже 15 лет. И что? Да, но какой коллектив! СТИ – студия театрального искусства, основанная режиссером Сергеем Женовачем, как правило, ставит классические произведения литературы. И это далеко не всегда пьесы, что, конечно, создает некоторые препятствия: перевести, транспонировать слово в действие, монологи и авторский голос – в диалоги, такое не каждому под силу. Пьесы же (я видела, например, «Самоубийцу» Эрдмана) в интерпретации Женовача обретают не только второе дыхание, как будто и не было этих почти ста лет, «актуализируются», но и поражают своим постановочным блеском. Непонятно, чем такой эффект – настоящего, без дураков, театра – достигается. Понятно, что виртуозной игрой, сценографией, музыкой и спецэффектами, темпо-ритмом и прочее, прочее, но ведь в современном театре многие владеют техникой. А уж «тепло-хладный», рационалистический европейский театр (я, правда, мало видела и могу ошибаться) всеми этими приемами владеет получше нашего.

Тогда в чем, собственно, дело? Почему именно Женовач? И кому сегодня «сдалась» русская классика – и не только русская, у него ведь есть и спектакль по самому Маркесу. Тем более что именно Женовач не так далеко (ну, другие таки дальше) от нее уходит: слово для него священно, с классическими текстами он, как мало кто, бережен, и если костюмы и у него условны, то не до такой же степени чтобы булгаковская Маргарита, например, ходила в кедах и чеканила рэпом. Или Станиславский - в «Записках покойника» опять же по Булгакову – гонял в хипстерской майке на мопеде.

Источник