Театральная жизнь Белого Омска

Театральная жизнь Белого Омска

В свежем номере «Домашней газеты» от 2 октября вышел материал о том, какие спектакли смотрели жители города в годы Гражданской войны.

Мы продолжаем цикл публикаций об Омске периода Гражданской войны, его культурной жизни. В «Домашней газете» (№ 36 от 18.09.2019) уже рассказывалось о кино Белой столицы. В данном номере мы поговорим о театре в 1918-1919 годах.

Сценические постановки всегда являлись одним из главных средств и неотъемлемой частью культурной коммуникации, и потому с приходом в наш город белой власти устои, связанные с досугом и интеллектуальным отдыхом его жителей, не изменились. В отличие от Советской России, где устанавливается государственный контроль над театрами и предпринимаются попытки создания «нового революционного искусства», в Белом Омске продолжается прежняя культурная традиция в условиях относительной творческой свободы.

Так, в наш город на гастроли, сменяя друг друга, продолжали приезжать профессиональные труппы. Главными площадками для их выступлений служили Городской театр (ныне – Омский академический театр драмы), располагавшийся на Базарной площади, и Омский коммерческий клуб на Николаевской набережной, 4 (ныне – ул. Лермонтова, 6), преобразованный в советское время в кинотеатр «Пионер». Культурные мероприятия Белого Омска нередко проходили в здании Общественного собрания на Дворцовой, 3, где позднее, с 1947 года, вполне закономерно находился Театр музыкальной комедии, и в Гарнизонном собрании, местоположение которого указывалось весьма кратко, но понятно – Крепость.

А вот кинотеатр «Гигант», который располагался неподалеку от Железного моста (ныне на этом месте Юбилейный мост) и гостиницы «Россия» (позднее – «Октябрь»), вполне соответствовал своему двоякому наименованию: помимо отечественных и иностранных кинокартин здесь можно было увидеть постановки штатной опереточно¬комедийной труппы, которые демонстрировались в организованном для публики кафе. Возможно, из¬за востребованности именно театральных жанров кинотеатр в рекламных текстах 1917 года именовался иногда как кафе «Гигант». Судя по публикациям тех лет, в подобном режиме работал и более скромный электротеатр «Одеон». Как сообщала омская газета «Сибирская речь» от 23 июня 1919 года, здесь после сеанса кинофильма шли выступления артистов оперетты.

В летний период (с середины мая до сентября 1919 года) к списку популярных мест досуга омичей добавлялись «летние театры» и «сады». Объявления о представлениях в этих заведениях занимают первое место на страницах газет того времени.

Театр и сад «Аквариум» был открыт в июне 1918 года на правом берегу Оми при ее впадении в Иртыш. До революции в районе будущего Сибзавода в Омске существовал «Сад Губарь», названный так по имени известной омской владелицы пивоваренного завода Екатерины Григорьевны Губарь. В 1918¬м он был переименован в «Театр и сад увечных воинов», позднее был преобразован и стал называться «Аркадией» (ныне – сквер Дружбы народов). «Аркадией» стала руководить дирекция торгового товарищества «Ф. Г. Коновалов и К». Открытие обновленного сада и нового ресторана с театром­варьете состоялось 6 июня 1919 года. Здесь проводились гулянья и танцы, на сцене шли оперетты, комедии, концерты, кроме этого свои спектакли давали труппы Я.С. Гальского и других антрепренеров.

В Атаманском хуторе в летнее время функционировал «Железнодорожный театр» под антрепризой В.Н. Светлова, который в своей афише объединял серьезный репертуар с легкими комедиями. В рецензии, опубликованной в газете «Сибирская речь» от 16 сентября 1919 года (№ 201), отмечался определенный успех этого театра у местной публики. В то же время автор рецензии писал, что в начале сезона театр удачно совмещал серьезный репертуар с легкими комедиями, но затем снизил творческий уровень. «Начатое довольно энергично дело в конце сошло на нет, постановки стали ужасно небрежны и неряшливы, достигнув своего апогея в пьесе «Лесные тайны» (постановка режиссера Агапова). Назывались и лучшие артисты: Яринская, Куприянова, Орлова, Кручинина, Хованский, Похитонов, Валентинов.

Популярность театрального искусства была среди населения настолько высока, что породила целую плеяду любительских спектаклей, представления которых проходили на сценах различных общественных организаций, в зданиях библиотек и просветительных учреждений, в Гарнизонном собрании.

Чуть позже в Омске появляются театральные площадки, на которых активно ставятся пьесы «легкого» жанра. С лета 1918 года в здании кинотеатра «Кристалл Палас» (ныне – Органный зал Омской филармонии) начал свою работу «Интимный театр миниатюр» под руководством хозяйки кинотеатра Е. А. Плотниковой и И. М. Арнольдова. Финансовая составляющая в заведениях подобного рода играла главную роль, поэтому созданные в их стенах постановки довольно часто были рассчитаны на вкусы весьма невзыскательной публики, что приносило организаторам максимальную прибыль. Как свидетельствует «Омский вестник» от 22 июля 1918 года, в день давалось до 4 представлений – в основном это были миниатюры и комедии. В другой газете – «Заря» от 30 июля 1919 года – приведены их варианты с названиями: скетч «Секретное убежище», фарс¬комедия «Наши понедельники», комедия «Женский парламент» и сатирический лубок «Красноармейцы».

В то время главную роль в организации спектаклей играли антрепренеры, которые нередко были и ведущими артистами труппы. Известным частным театральным предпринимателем в 1918–1920 гг. стал Петр Петрович Медведев (р. в 1859 г.). В этот период он работал в разных сибирских городах, осенью 1919 года о нем заговорили в Омске. Здесь шли его спектакли «Вторая молодость», «Золото», «Свадьба Кречинского» (см. газету «Сибирская речь» от 7 октября 1919 г.). В труппе Медведева работали такие актеры, как Г. А. Себастьянов, В. В. Гарденин, В. В. Васильчикова, О. В. Невская, В. Н. Соломина, М. В. Аркадьев, Н. Е.Максимов, Б. Г. Артаков.

В декабре 1918 – феврале 1919 годов периодическая печать засвидетельствовала пребывание в нашем городе еще одного полноправного участника театральной жизни Омска – Григория Кирилловича Невского (1864-1940). О пребывании его труппы в «белом городе» неоднократно упоминается на страницах газеты «Сибирская речь».

В марте 1919 года в Омске на сцене Городского театра начало работать Товарищество драматических артистов. Несмотря на Гражданскую войну, им осуществлялись гастроли, устраивались многочисленные бенефисы. Один из них проходил при участии известной провинциальной актрисы Марии Ивановны Жвирблис (1882 – 1967). Среди постановок с ее участием были пьесы «Цена жизни» В. Немировича­Данченко, «Дама из Торжка» Ю. Беляева, «Распятая» Н. Лернера.

В Омском коммерческом клубе в январе­феврале 1919 года работала труппа Б. П. Вартминского и А. Я. Ланова. Помимо комедий ими были поставлены спектакли по роману Ф. М. Достоевского «Идиот», пьесе А.Н. Островского «Бешеные деньги». Эта же труппа под руководством А. Я. Ланова осуществляла постановки в кинотеатре «Гигант».

В марте 1919 года, с началом весеннего сезона, в Белом Омске стала выступать труппа Дмитрия Федоровича Васильчикова «под главным режиссерством А. А. Белостоцкого».

В газете «Сибирская речь» приведены фамилии всех артистов из ее состава – 14 женщин и 16 мужчин, а также названия привезенных спектаклей – «Цена жизни» по пьесе В. Немировича­Данченко и «Коварство и любовь» по трагедии Ф. Шиллера.

В мае 1919 года на сцене Городского театра гастролировала труппа В.Л. Глинской. Труппа привезла исторические драмы «Меченосцы», «Ян Гус», которые ставились, как особо подчеркивалось в рекламных анонсах, «с разрешения Информационного отдела Штаба Сибирской Армии».

Такая формулировка была своеобразным знаком качества театрального продукта и естественным отбором подготовленного зрителя, ведь преобладающую часть в репертуаре омских театров составляли бульварные мелодрамы и комедийные постановки с явно выраженным эротическим уклоном. Понятно, что размышлять о «вечном» в условиях крайне нестабильного существования было нелегко, а с другой стороны, простые постановки требовали меньше затрат и давали больше дохода антрепренерам.

Наименования некоторых спектаклей говорят сами за себя. Так, в январе 1919 года омский Городской театр (дирекция Г. Невского) предлагал зрителям пьесы весьма фривольного содержания: «Любовь в 17 лет», «Госпожа пошлость», «Хочу любить», «Живой товар» (с характерным подзаголовком: «Все продажно в наше время!»), «Неизвестная (Госпожа X)». Остается только догадываться, как такие названия соседствовали в афишах с именами русских и зарубежных классиков: А. С. Грибоедова, А. Н. Островского, А. П. Чехова, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, У. Шекспира, И. Гете, Ф. Шиллера, А. Дюма, Ж. Б. Мольера...

Характерно, что в репертуаре любительских театральных коллективов классические пьесы были представлены шире. Объясняется это просто: их целью не являлось получение прибыли, такие труппы стремились к творческой самореализации и просвещению населения.

Особое место в культурной жизни города занимали театральные постановки различных национальных землячеств и обществ, которые порой вызывали интерес у широкого круга горожан. Известно, что в этот период в Омске были поставлены любительские спектакли у чехов и поляков. С особым сочувствием омская интеллигенция относилась к карпаторуссам, чья трагическая судьба в Австро­Венгерской империи не раз обсуждалась на страницах омской прессы, как, например, в статье А. Русева «Сцена и жизнь» (по поводу представленной 16 января «Наталки-Полтавки»), опубликованной в «Сибирской речи» 19 января 1919 года.

Неоднократно упомянутая газета «Сибирская речь» была своеобразным рупором театральной жизни Белого Омска. На ее страницах в специальной рубрике «Театр и музыка» с завидной периодичностью появлялись рецензии на драматические и музыкальные постановки. Стоит отметить, что критики не только восхваляли плоды творчества омских артистов, но и, если они того заслуживали, безжалостно критиковали. Ярким примером может послужить разгромная рецензия в номере от 6 (19) января 1919 года журналиста под псевдонимом Аргус на комедию М. И. Разсудова «Душа и тело», поставленную на сцене Коммерческого собрания.

Театральная жизнь Белого Омска

Театральная реклама (Сибирская речь от 6 (19) января 1919)

Критические высказывания в адрес артистов не были редкостью. Омская публика ставила вопрос о более качественном репертуаре и обновлении состава артистов. Так, в газете «Наша заря» 6 июня 1919 года появилась интересная статья с довольно пессимистическим названием «Город без театра». Автор, подписавшийся псевдонимом Старый театрал, подверг резкой критике существующую театральную жизнь города, ставшего столицей Белой России. «Если до гражданской войны, – писал автор, – сюда наезжали столичные гастролеры, делая здесь хорошие сборы, теперь же вот уже около двух лет мы вынуждены сидеть или в душных и холодных комнатах или же питаться убогими театриками с убогими, уездными артистами, из сезона в сезон набивающими своей убогой игрой, а главное своим присутствием, оскомину несчастной в этом отношении омской публике».

Далее Старый театрал отмечал, что публика ищет такие места, где могла бы «забыть, отмахнуться от нависшего над русской землей обнищания и мародерства и т.п. Театральные предприниматели пользуются моментом и собирают, не сеявши, обильную жатву». Далее Старый театрал жаловался на плохую постановку пьес и с горечью констатировал: «Господа хозяева театров смотрят не здешнюю публику, как чеховская лошадь на жалобную книгу: лопай, что дают».

Автор требовал от руководителей театров сменить «примелькавшихся артистов», а городской управе ставить антрепренерам условие: «не приглашать в труппу «любимцев омской публики» и тем не отравлять предстоящего осеннего сезона».

Это может свидетельствовать об одном – среди непритязательной публики были и взыскательные театралы. По их мнению, омский театр не только находился в некотором творческом кризисе, но и нуждался в достойном техническом оснащении – артисты ставили, а зрители смотрели постановки в весьма неприглядных и даже опасных для жизни условиях. В январе 2019 года специальная комиссия городской Думы провела ревизию Городского театра и была поражена его состоянием: сцена плохо освещалась керосиновыми лампами, так как те были разбиты. Театр не отапливался: трубы снаружи и внутри здания обледенели. В фойе театра была создана самая настоящая ночлежка: здесь располагались беженцы и находилось офицерское общежитие. Комиссия высказалась за немедленное закрытие театра до приведения его арендатором Невским в нормальное состояние. Но позднее Дума пошла на компромисс и разрешила продолжить работу театра: способствовать потере доходов от проведения спектаклей власти не решились.

Благодаря омской прессе мы также можем получить некоторое представление о закулисной жизни актеров. В газете «Сибирская речь» от 8 марта (23 февраля) 1919 года сообщалось, что на собрании актеров рассматривались вопросы о выделении денег нуждающимся артистам. Актриса Парфенова, прослужившая на сцене пятьдесят лет, просила увеличить ей пенсию со 100 до 200 рублей. Собрание удовлетворило прошение и решило добавить единовременно еще 500 рублей. Также положительно решалась просьба еще одной пожилой артистки Варламовой о выделении денежного пособия. Заявление же артистки Строевой с просьбой дать 1500 руб. на оплату услуг врача, наоборот, вызвало недоверие. Решили дать 250 руб., но деньги передать непосредственно врачу.

Но, несмотря на все сложности, артисты омских театров могли пожертвовать заработанные деньги на нужды других людей. С этой целью совместными усилиями они организовывали «День русского актера», когда вырученные за спектакли средства направлялись в благотворительные учреждения Русского театрального общества имени М.Г. Савиной.

Театральная жизнь Белого Омска

Театральная реклама (Русь от 20 июля 1919)

Благотворительные спектакли не были редкостью. Один из них, например, прошел 28 августа 1919 года на левобережной станции Куломзино (ныне Карбышево). Он был поставлен группой служащих госпиталя № 7 Красного Креста в пользу больных и раненых воинов. Как писала «Наша газета» в номере за 2 сентября 1919 года, «вечер­спектакль» прошел с большим успехом. «Лишенные возможности посещать городские спектакли, ввиду отсутствия поздно вечером каких бы то ни было средств переправы через Иртыш, обитатели почти переполнили обширное помещение сарая мельницы Колокольникова. Были здесь и солдаты, и офицеры, рабочие и служащие госпиталей, расположенных на станции. С интересом смотрелась одноактная комедия Соколова «Теща в дом, все вверх дном», сопровождаемая дружными взрывами здорового смеха». Отмечались также «удачные выступления артиста русской оперы г. Горского и исполнительницы русских песен г­жи Уральской».

Театральная жизнь Белого Омска, несмотря на сложные условия Гражданской войны и невозможность организации спектаклей в дореволюционном формате, тем не менее была насыщенной и весьма интересной. Видимо, и сто лет назад наш город, вероятно, был готов называться театральной столицей Белой России.

Сергей Сизов, профессор СибАДИ, доктор исторических наук

Источник