Хэлло…уин?

Хэлло…уин?

Недавно улучили с мужем минутку и прогулялись по Любинскому проспекту. Он очень хотел показать мне Камергерский переулок: в какой уютный уголок превратилось еще недавно унылое место… И впрямь: кафешки, магазинчики и очаровательная авторская кондитерская… Впрочем, кондитерская немного удивила одним объявлением, которое и послужило началом данного размышления, к которому я хочу призвать присоединиться читателей. Объявлялось, что в день Хэллоуина сладости будут выглядеть… немного неаппетитно. А может быть, и много…

Увы, хозяину маленькой кондитерской приходится подстраиваться под массовый спрос на расхожие темы. А с недавних пор в нашу страну проникла очередная «завлекушка» с Запада: вслед за днями святых Валентинов и тому подобным подражанием древним кельтам и иже с ними.

Но тем, кому хочется поиграть в древних кельтов накануне наступления ноября, все же стоит кое-что разузнать: «…у них это был вполне мирный и безмятежный вечер в канун Дня Всех Святых. Вплоть до начала ХХ века мы не встретим в нем ничего крамольного. У нас, православных христиан, тоже есть такой праздник, он отмечается в первое воскресенье после Дня Святой Троицы.

До того, как кельты стали христианами, на эти дни у них приходился праздник осени, завершения сбора урожая и начала нового года. Хотя за язычниками обычно числятся всякие мерзости вроде колдовских ритуалов и человеческих жертвоприношений, ничем таким кельтский Самэйн не отличался, хотя языческих богов в этот день и чествовали и, безусловно, приносили им жертвы. Когда же кельты обратились в христианство, они просто продолжили отмечать Новый год, который теперь практически совпадал с днем Всех святых и стал так и называться – All Hallows’ Eve – «канун Дня Всех святых», которое в разговорной речи трансформировалось в Halloween…».

«…В течение столетий у кельтов-христиан сохранялись народные традиции и атрибуты праздника — обычай выставлять на видном месте около дома репу или брюкву с вырезанным на ней человеческим лицом, которая в представлении древних должна была отгонять злых духов от дома, где находился собранный урожай. Позже брюкву стали заменять на тыкву – на ней было очень удобно вырезать рожицы. Высушенные тыквы использовали как светильники, поставив внутрь свечу, и так появился обычай украшать дом тыквой. Прочно ассоциироваться с тыквой праздник стал лишь в 1850-х годах.

Помимо овощных традиций, в канун кельтского Нового года, точно так же, как в канун Рождества, бедняки и дети ходили по домам и выпрашивали сладости. В День Всех Святых был обычай поминать усопших. Бедняки стучали в дома и собирали списки тех, о ком нужно помолиться. За поминание им давали сладости или какую-то другую еду.

Среди других традиций Нового года, дошедших из дремучих языческих времен, были гадания: шотландские девушки срезали кожуру с яблок и кидали через плечо. Считалось, что упавшая кожура принимала вид первой буквы фамилии суженого. О похожей традиции у нас пишет поэт Василий Жуковский в своей поэме: «Раз в крещенский вечерок девушки гадали. За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали…».

Вот, пожалуй, все традиции Хэллоуина – пока не пришел двадцатый век с его всеобщей коммерциализацией, секуляризацией и отрицанием всего святого. Тогда же в западном обществе возник непонятный интерес к нечистой силе, всему потустороннему и оккультному. Интерес тут же поставили на коммерческий поток…».

Коммерческий поток забурлил своими нечистотами, модно названными «экскрементами» и гордо водруженными на совершенно разные предметы… вплоть до кондитерских изделий. Вот уж впрямь стали провидческими шутки из 90-х вроде «Мы думали, что присоединились к мировой цивилизации, а оказалось – к мировой канализации…».

Но одно дело – коммерческие структуры, часто готовые ради прибыли, если надо, и конфетку сделать кое-чем дурнопахнущим… Совсем другой вопрос возникает, когда государственные учреждения культуры и образования, наплевав на государственный курс патриотического и духовно-нравственного воспитания и сделав вид, что не заметили обращения собственного президента к Федеральному собранию еще в 2012 году, участвуют в шабаше, вовлеченные в него коммерческой культурой и коммерческими СМИ.

Несколько лет назад я пришла в культурный шок, обнаружив в одном учреждении дополнительного образования проводящееся мероприятие, которое ну никак не вписывалось в концепцию учреждения. По коридорам бегали хорошенькие девочки и мальчики, одетые в ведьм и вампиров… Когда я попыталась задать неудобный вопрос о смысле происходящего молодому педагогу студии, вовсю гуляющей Хэллоуин, встретила озлобленное непонимание. Детям же это нравится! Поэтому ради детей она это проводит!!!

Но позвольте: детям иногда нравится вообще ничего не делать. А порой им нравится есть много вредной еды, которая причинит им проблемы… Субъектные отношения в образовании – это не дозволить детям все, чего они захотят! Это значит – услышать их и быть услышанными ими! И еще это значит – объяснить им то, чего они пока – просто ввиду недолгого жизненного пути – не знают и не понимают…

А нынешняя осень принесла кое-что похлеще… В нашей горячо любимой филармонии, которой мы гордимся и в которую с радостью ведем гостей города объявлен… да-да! Хэллоуин! Хозяином вечера будет сам герой известного литературного произведения Дракула… Гостям вечера будет предложена модная тематическая фотозона…А пришедшие в тематических нарядах получат призы! О, бедный, бедный Влад Цепеш, – православный господарь Валахии и похороненный на территории одного из монастырей неподалеку от Бухареста… Вот уж в недобрый час замыслил сделать тебя прототипом своей литературной истории Брэм Стокер, написавший свой роман… Знал ли ты, что станешь знаменем коммерческой волны, на гребне которой стало модным заигрывать с нечистой силой!

В общем-то, у нас все это тоже было: нечего пенять только на «прогнивший» Запад. Помните советские экранизации русских народных сказок? В них представители отряда зла были бодрыми, веселыми, с чувством юмора и вообще… симпатичными. Если уж кому и хотелось подражать – то точно не представителям сказочных «добрых» героев: вялых, пафосных, неубедительных. Мы в нашем фольклорном театре «Раёк» уже 8 лет ставим для детей новогодние интерактивные представления, опираясь как раз на русские сказки. И по себе наши актеры знают, как сложно создать образ доброго героя так, чтобы он не «хромал», а действительно был привлекателен для детей и мог служить моделью для подражания… И для себя поняли, что без внутреннего православного наполнения ни один образ так и не становится полностью убедительным.

Поэтому что и удивляться, что советское государство изо всех сил хотело оторвать традицию от народа... Оно чуяло, что внутри этой традиции – нутро, которое ничем не вытравить. И нутро это – вера. В Бога. В Родину. И без этой веры все добро вместе взятое может просто единомоментно превратиться в прах…

Вряд ли организаторы Хэллоуина в органном зале хотят зла. Думаю, хотят поспекулировать на модной теме… Сложно искать новые и яркие формы работы с населением, ведь для привлечения дополнительного потока зрителей и финансов нужна филигранная работа. А «хайп» сразу сделает дело! Как же так: в лучшем зале Омска – Хэллоуин! Видимо, поэтому те, кто отвечает за «продвижение» мероприятия «забанили» нескольких священников, которые рискнули по-отечески обратиться к организаторам и напомнить, что недопустимо проведение фейк-праздника в таком масштабе и на такой площадке Омска. Да и вообще – допустимо ли??? Что мы допустим в своем городе в следующий раз?

Несколько лет назад в учебнике сына по математике прочла странно сформулированную задачу: «У людоеда было 7 орехов. Людоед съел 3 ореха. Сколько орехов осталось у людоеда?». Да, вы все верно подумали. Почему людоед ел орехи, если он людоед?

Давайте же распахнем окно Овертона настежь! Давайте поиграем в людоедов! В насильников! В палачей!

Протоиерей Николай Марковский, настоятель Покровского храма в Зайцево г. Горловка, пишет по этому поводу такие слова: «Когда православный ребенок, ходящий в храм, причащающийся, живущий христианской жизнью, одевается в наряды бесов, ведьм, вампиров, он отождествляет себя с нечистым духом – тем, с чем Церковь ведет непримиримую борьбу. Мы одеваем своего ребенка в этого нечистого духа, смеемся, хлопаем в ладоши и говорим: «Ах, как это весело», – но весело ли это? По-моему, это большая трагедия…».

Всем, кто считает Хэллоуин временем шуток и незатейливого юмора, я предлагаю вдуматься в слова Антона ЛаВей, основателя «церкви сатаны» и автора «сатанинской библии»: «Я рад, что родители христиан позволили своим детям поклоняться дьяволу хотя бы одну ночь в году. Добро пожаловать в Хэллоуин».

Елена Чешегорова, омский фольклорист-этнограф

Источник