50 лет назад был подписан приказ об образовании Управления строительства литейного завода

22 февраля 1971 года был подписан приказ № 54 по Минэнерго об образовании в составе «Камгэсэнергостроя» Управления строительства литейного завода «КАМАЗа» «Металлургстрой». Его руководителем стал Алексей Анатольевич Болдырев – талантливый строитель и умелый организатор. Ещё через полгода, 22 июля, назначен первый директор литейного завода – Аркадий Васильевич Лобанов. Об этом сообщают «Вести КАМАЗа».

С этого дня у предприятия начался отсчёт жизни, который длится по сей день. Литейный завод, крупнейший представитель своей отрасли не только в России, но и в Европе, отметит полувековой юбилей в июле этого года. Оглянемся назад и вспомним, с чего всё начиналось…Рождение «КАМАЗа», а вместе с ним и литейного завода, были предопределены. Уже в 60-х стало понятно – страна отчаянно нуждается в новом грузовике. В то время доля автомобилей, способных поднять от пяти до восьми тонн груза, составляла лишь 8%, тогда как экономические расчёты говорили, что необходимы 45%, иначе можно забыть о дальнейшем развитии экономики. Поэтому в 1965 году началась проработка идеи создания перспективной модели тяжёлого грузовика, а вместе с ним и строительства нового производственного комплекса.

Чтобы определить окончательную мощность «КАМАЗа» в 150 тысяч грузовиков и 250 тысяч дизельных двигателей в год, потребовалась изучить опыт работы «Дженерал Моторс», «Форд мотор компани», «Даймлер-Бенц» и «Крайслер», рассмотреть более 20 вариантов строительства, учитывающих больше 70 критериев будущего автопроизводства, пройти сложнейшую процедуру прогнозирования, анализа, согласования проектов, их защиты и утверждения. Результатом стало знаменитое Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 674 от 14 августа 1969 года о строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах.

О наличии у «КАМАЗа» собственного литейного производства говорилось с самого начала, так как никто в СССР не смог бы обеспечить поставку литья в необходимом автогиганту количестве. Самой современной и мощной литейкой на тот момент обладал «АвтоВАЗ», но она была рассчитана только под потребности самого предприятия. «КАМАЗу» же только чугунного литья требовалось 400 тысяч тонн в год, более 100 тысяч тонн стали, 60 тысяч тонн цветного литья.

В 1969 году литейный отдел СПТУ ЗИЛ приступил к разработке технического задания корпуса серого и ковкого чугуна на 400 тысяч тонн отливок по 168 наименованиям. Строительная конструкция корпуса состояла из двухэтажного здания площадью застройки 172793 кв. метра. В корпусе планировалось разместить плавильный, формовочный, стержневой и термообрубной цеха. Это решение оказалось настолько удачным, что в дальнейшем его использовали для возведения трёх других корпусов ЛЗ: стального литья, цветного литья и корпуса вспомогательных цехов.

Общий генплан литейного завода был утверждён 22 мая 1970 года. Он предусматривал строительство четырёх корпусов – серого и ковкого чугуна, стального литья, цветного литья и корпуса вспомогательных цехов. Общая площадь производственных зданий и сооружений литейного завода «КАМАЗа» составляла 170 гектаров, общая площадь полов – 587 тыс. кв. метров. Проект литейного завода пересматривали дважды: в 1973 и в 1976 годах. Окончательно утвердили его только в 1980 году при приёмке мощностей второй очереди. В паспорте завода появятся окончательные цифры: 411 тысяч тонн чугунного литья, 100 тысяч тонн стального, 56 тысяч тонн цветного – всего 567 тысяч тонн отливок в год.

Источник