Евгений Сафронов:"Власти безучастно смотрят на гибель культуры "от коронавируса "

Евгений Сафронов:

Массовых зрелищных мероприятий в стране в этом году практически не было, но индустрия жива, хотя артисты чувствуют себя пасынками государства. Власти лихорадочно вводили ограничения, от этого страдали и страдают и артисты, и зрители. "Новые известия" поговорили с главным редактором Интермедиа Евгением Сафроновым.

- Как изменилась ситуация со зрелищными и культурными мероприятиями на конец года?

- Изменения катастрофические. Власти всех уровней при наступлении пандемии начали лихорадочно вводить непродуманные и бессистемные ограничения для организаторов мероприятий. Это продолжается до сих пор. Система не была выработана, диалога с индустрией практически нет, так же, как и нет понимания значимости зрелищных индустрий и культуры вообще для общества и государства. Такой подход полностью дестабилизирует индустрии, но власти не видят в этом проблемы - о компенсациях даже речи нет, разве что разрешили в ряде случаев не сразу возвращать деньги за билеты, то есть, отчасти решили вопрос за счёт и так перевозбуждённого населения. Выглядит эта стратегия крайне недальновидной.

Больше всего пострадали самые крупные - организаторы фестивалей и больших концертов российских и зарубежных звезд - им запретили работать и, соответственно, выполнять обязательства по уже заключенным много месяцев назад договорам, причем без компенсаций. Акты властей не давали возможности говорить о форс-мажоре, а соответствующие справки Торгово-Промышленной Палаты судами не признавались - в результате многие оказались под судами, проходят процедуру банкротства. Те, кому повезло больше, просто прекратили деятельность. Множество специалистов, артистов, техников оказались на улице

Концертная индустрия практически парализована, мероприятия не планируются - нет смысла для предпринимателей. За 2020 г. предпринимательский сектор, по данным InterMedia, сократится на 65-75%.

Бюджетный сектор также практически не работает, но финансирование театров, филармоний и других учреждений пока продолжается, мероприятия спорадически проводятся, так что здесь выжить проще, организации не закрываются.

- Была ли помощь государства и если да, будет ли она продолжена?

- Минимальная помощь оказана была, как и всем предпринимателям - но без всякого учета специфики отрасли, капля в море. Многие даже её не смогли получить в силу несовершенства законодательства, в котором концертной деятельности вообще нет.

- Продажи концертных билетов составляют 5% от прошлого года. Все ушло в онлайн?

- Никаких онлайн-концертов не существует, это миф. Концерт - это древнейший вид культурной деятельности, основанный на личном групповом общении, невероятно привлекательный для людей интерактивный общественный ритуал, возникший одновременно с возникновением цивилизации. «Онлайн-концерт» - это аудиовизуальное произведение, то есть, телевизионная программа. Иногда за доступ к телепрограмме платят деньги, - но она от этого не становится концертом и никак не может его заменить - так же, как кино не может заменить театр. Что же касается продаж билетов на концерты, то по данным Ассоциации КТиБО, на руках у несостоявшихся зрителей сейчас зависло до 10 млн несданных билетов - зрители всё же надеются получить ту радость, которую у них отобрали.

- А что касается доходов артистов в онлайне, есть подвижки?

- Если лет 5 назад артисты и авторы могли получить за распространение своих произведений в интернете 2 тыс. рублей в месяц, то сейчас могут получить 5 тыс., а через 10 лет получат 15 тыс. Можно считать это подвижкой, но лучше подсчитать сотни миллиардов долларов, которые на их произведениях зарабатывают корпорации.

- Что будет в следующем году?

- Непредсказуемо, зависит только от действенности вакцин. Восстановление зрелищных индустрий будет заметным только через полгода после полной и абсолютной победы над вирусом. Вы знаете, когда настанет эта победа? Вот и я не знаю.

- Есть ли сигналы, что артисты бросают креативную отрасль, и российская культура начинает нищать, как вы и предсказывали?

- Конечно, многие уже нашли другую работу, а многие и не нашли. Что касается культурных индустрий, то заметен финансовый рост онлайн-сегмента, что в целом неплохо, но это никогда не заменит упавший в 2,5 раза офлайн - счастье живого общения и совместного восприятия искусства ничто не заменит.

- Какая ситуация с творческими вузами на фоне нулевого спроса на артистов?

- Спрос на артистов есть и будет всегда, но власти фактически запрещают им выступать. Творческие вузы большей частью государственные, за них не волнуемся. В нашем населении последние сто лет поддерживалась и поощрялась тяга к культуре, их не остановить - они ещё очень долго будут стремиться к овладению творческими профессиями, так что поток абитуриентов не иссякнет ещё минимум лет 50, после чего деградация общества может перейти в новую фазу - соответственно, вузы уже могут закрываться.

О ситуации в шоу-бизнесе читайте в аналитическом материале "Новых известий"

Материалы по теме:Обратная эволюция: на смену европейской культуре в Россию пришло невежествоНечастный случай: как питерский чиновник Сергей Макаров "любит" памятники культурыВместе с народом: как российская культура страдает от пандемииШоу-бизнесконцерт пандемияНашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter000

Источник