Где в Челнах воспитывают детей «вне системы»

Стандарт: программа «От рождения до школы»

В управлении дошкольного образования пояснили, что каждый детский сад опирается на рекомендации Министерства образования и науки, поэтому пользуется основной образовательной программой дошкольного образования в России «От рождения до школы». Она включает в себя все необходимые разделы развития ребенка. Особое внимание в ней уделяется развитию личности, сохранению и укреплению здоровья, воспитанию у дошкольников патриотизма, активной жизненной позиции, творческого мышления, уважения к традиционным ценностям.

Специалисты поясняют, что для того, чтобы в программу включить какие-то нетрадиционные вещи, нужно продолжение подобных программ в школах, но в них этого нет.

Система Френе

В Набережных Челнах единственный детский сад № 37 работает по системе Френе, в этом году он отметил 25-летие.

Воспитатель Лидия Волостнова рассказала об особенностях работы. И самая главная из них – активное участие родителей в жизни группы. Педагог – ребенок – родитель – это неделимое трио.

– У нас не так, как в обычной группе, когда родители сдали ребенка, а вечером забрали. Мы занимаемся семейным воспитанием. Каждый родитель участвует в жизни группы и видит, что происходит с его ребенком, – поясняет воспитатель.

За основу взята система французского педагога-психолога Селестена Френе. В садике по этой системе работают две группы, в каждой по 21 ребенку от 3 до 7 лет, разделения на возраст нет. Здесь принято, что за малышами присматривают старшие ребята. Каждое утро в группе происходит общий сбор, все садятся в круг на равных, в том числе воспитатель. Все делятся новостями, обсуждают происходящее в мире, погоду, планируют свой день. Дети здесь главные, основной помощник – ребенок, которого назначили координатором дня, он дает слово, руководит процессом.

Педагог Лидия Волостнова считает, что классическая система детсадов воспитывает по жестким правилам и ее давно пора менять, потому что изменились и мир, и дети. В системе Френе дошколят учат высказывать свое мнение, и педагогу, который не готов к диалогу с ребенком, будет неприятен такой ученик.

– Не каждый педагог желает работать по нестандартной системе, кто-то предпочитает классическую. А вот семей, желающих заниматься, у нас много. Мы проводим предварительное собеседование с родителями, узнаем, согласен ли он включиться в процесс, не все готовы к активному участию. У нас все родители друг друга знают, общаются и вне стен садика, – говорит Лидия Волостнова.

Полилингвальные группы

В детсаду № 34 «Золотая рыбка» есть восемь полилингвальных групп, то есть там общаются на иностранных языках. В 2008 году тут открыли первую английскую группу для детей иностранных специалистов, которые приезжали в город, их дети должны были ходить на занятия. Воспитатели прошли стажировку в Америке и Барселоне. Английские группы существовали до 2016 года, затем открылись полилингвальные, в которых три языка: английский, татарский, русский. Сейчас в этом детсаду восемь таких групп, из 20 педагогов 17 владеют английским языком.

– К нам и сейчас приходят иностранные дети. Они посещают сад по 3-4 часа в день. Наши дети с ними отрабатывают английский язык, а их сверстникам из-за рубежа мы прививаем наши традиции и культуру, – рассказывает заведующая детсадом № 34 Лариса Карамова. – Нам пообещали, что в 2021 году в городе откроется полилингвальная школа, то есть наши дети смогут продолжить обучение по знакомой программе.

Также в Набережных Челнах планируют открыть полилингвальные группы в детсадах № 106 и № 122.

Вальдорфская система воспитания

В вальдорфской группе детсада № 34 «Золотая рыбка» всего 12 детей. По этой системе детсад работает с 2009 года. Это семейная педагогика, здесь занимаются разновозрастные дети с 3 до 7 лет. Старшие помогают младшим, младшие подражают старшим.

Сторонники вальдорфской системы считают, что в первые годы жизни ребенок представляет собой единый «орган чувств», поэтому большое внимание в группе уделено натуральному интерьеру: все деревянное, стоят огромные коряги, шалаши, деревья. Игрушки сделаны из шерсти, соломы, дерева, воска. Все это – абсолютное сближение с природой.

– Дети в вальдорфской группе не называют воспитателей по имени и отчеству, а просто зовут, например, тетя Лена. Они поют, водят хороводы, у них своя кухня, девочки шьют, вышивают, готовят раз в неделю на кухне пирожки, имбирные пряники. Там стоят станки, инструменты, мальчики учатся работать с молотками. Дети лепят из глины, а не из пластилина, рисуют натуральными красками, у них свой мел, много сенсорного оборудования, – делится Лариса Карамова.

Суть вальдорфской педагогики в том, что она стремится найти методику воспитания путем глубокого познания сути человека, его природы. Вальдорфский воспитатель постоянно должен находиться в творческом поиске на пути к детской душе.

Источник