Лозница похоронил Сталина в Венеции

Лозница похоронил Сталина в Венеции

Диляра Тасбулатова

Оригинал названия фильма звучит как «State Funeral», что можно перевести и как «Похороны государства». Кстати, оба эти названия весьма красноречиво отражают суть этой картины. Эх, если бы только ее: на самом деле запечатленные в 53-м на пленку самые многолюдные похороны в истории человечества, два миллиона скорбящих, - отражают чудовищный феномен полной завороженности злом, каким-то мановением самого дьявола, не меньше, превратившим шестую часть суши в территорию тотального кошмара. Ну, недаром же некто, сами знаете кто, не к ночи будь помянут, посетил Москву, начав с Патриарших: видимо, понял, что пора. Булгаков, и сам завороженный злом и уповавший на кремлевского горца, тем не менее почуял присутствие дьявола в опасной близости: неважно, что он на него уповал.

Тотальное помешательство: как говорит сам Лозница, даже он, почти историк-специалист, был потрясен, отсматривая километры пленки: «Похороны» фильм монтажный, а что Лозница – дока в этом деле, ни у кого нет никаких сомнений. В прошлом году он выпустил «Процесс», тоже монтажный, посвященный постановочному суду над «Промпартией», где мы можем наблюдать такое же всеобщее помешательство – и настолько, что пока смотришь, сам начинаешь верить в мифическую вину подсудимых. Здесь же – того хлеще: тысячи километров пленки – снимали множество людей, 200 операторов, с разных точек и в разных городах, где проходили траурные митинги, - подспудно действуют на подсознание. Не могут, начинает тебе казаться, миллионы скорбеть над преступником. Встречаются и хорошие, интеллигентные лица, плачущие над гробом: вспоминается Ольга Берггольц, которой на допросе следователь вышиб ударом сапога ребенка из живота, тем не менее в день смерти упыря она ослепла от слез. В буквально смысле, не переносом: этот день для нее растянулся чуть ли не на месяц, в течение которого она не переставая рыдала.

Источник