Математик Алексей Савватеев: «Базовый уровень ЕГЭ сдать легко»

- Алексей, что вы думаете про современное преподавание математики в школах? Сравните его с советским.

- Элитное математическое образование улучшилось: стало больше крутых школ, школьники в таких классах стали более серьезными, думают о будущем. А вот базовое математическое образование, можно сказать, провалилось, его почти нет. Элитное и базовое - просто небо и земля.

- Почему провалилось базовое образование?

- Это сложный вопрос, и должен быть адресован философам. Есть несколько ответов, и один из такой: в обществе принуждения в принципе, все настроено на то, чтобы работать и страдать, страдать и работать. Когда общество принуждения превращается в свободное, только те, кто находит в себе внутреннюю мотивацию, занимаются развитием. Могло бы быть как в Китае: ты либо Межнар (международный победитель олимпиад по математике), либо выращиваешь рис всю жизнь, но у тебя есть внутреннее желание вырваться вверх. У нас сегодня можно всю жизнь работать курьером за неплохие деньги, поэтому нет никакой внешней мотивации быть образованным человеком. Соответственно, у министерства образования нет рычагов, им просто нужны хорошие показатели, а они делаются и безо всякого образования, обманом.

И еще в советское время нечего было делать, ты либо шляешься по крышам гаражей, либо сидишь и учишься. А сейчас куча всего в интернете.

То же самое в западных странах, где образование никудышнее, потому что не понятно, зачем оно вообще нужно, ты вырастаешь, и у тебя уже есть весь социальный пакет.

-Для успеха в математике нужен талант?

- Конечно. На западе всегда борются с любой разницей между людьми, это совершенное выравнивание под видом борьбы с дискриминацией. И самое вопиющее неравенство, с которым рождается человек – это неравенство математических способностей. Например, в штате Орегон, где живет много темнокожих, местные власти просто запрещают требовать на уроках математики показывать математические выкладки, потому что определенная часть детей, в принципе, не способна их воспринять, требовать от них этого является расизмом. Но, на мой взгляд, утверждать, что темнокожие не способны к выкладкам и есть расизм.

- Что посоветуете родителям, у которых дети слабы в математике?

- Разобраться по какой причине. Но дело в том, что родители, которые тоже в ней слабы, просто не смогут понять причину, к сожалению. Может быть, их ребенок способен, но они этого не поймут. Потому что вокруг будут ходить шарлатаны и говорить: «У ребенка отличные способности, занимаемся дальше, только платите».

Понять, по какой причине ребенок слаб, почти нерешаемая проблема. Либо у него действительно нет способностей к математике, и тогда его нужно оставить в покое, нет смысла его мучать, научить дробям, пропорциям и отстать. Либо, потому что он не встретил нигде математики, которая бы его зацепила.

- У нас в школах, наверное, рассказывают так, что это не очень цепляет?

- Все зависит от школы и от учителя. Нужно найти в своем районе, городе, в нем наверняка, будет хорошая школа. В Набережных Челнах я знаю, есть две известные в Москве школы. Вы находите учителя, приводите к нему своего ребенка, он смотрит на него и говорит, имеет ли смысл мучать его математикой.

- А что думаете про ЕГЭ по математике?

- Тут тоже все очень многогранно. ЕГЭ, как инструмент вывоза школьников в Москву, работает идеально – всех вывозит. Могу сказать, что профильный уровень ЕГЭ по математике сейчас очень неплохой и отражает знания ребенка. Но реально сдать ЕГЭ на хорошие баллы может далеко не вся страна, а какой-то маленький процент. Базовый уровень сдать легко. Но проблема ЕГЭ в том, что в 6 классе умный ребенок может его решать уже на 70 баллов, и дальше может уже ничего не делать, если у него нет цели поступить в физтех. А если он ставит такую цель, то ему и 100 баллов не хватит. В этом и есть проблема, но я не знаю, что с ней делать.

- А сами вы сколько баллов набираете?

- Я без проблем за 1,5 часа набираю 90-95 баллов. Наверное, если постараться, могу и на 100. Нет проблем написать на 100 баллов при полной сосредоточенности.

- Сейчас популярна ментальная арифметика…

- Для детей 6-7 лет еще есть какой-то прок, а в более старшем возрасте нужно заниматься нормальной математикой. В 6-7 лет, может быть, неплохо быстро считать в уме, но дальше это заполняет ту часть мозга, которая могла бы заниматься делом. Поэтому я не сторонник ментальной арифметики.

- Что про думаете про развитие цифровых технологий?

- Это факт нашей жизни, он просто есть. Но я категорически предостерегаю от тотального перехода на дистанционный формат. Он нежизнеспособен вообще, там никто не учится, можно подделывать результаты и прочее. Дистанционное образование – это его отсутствие. А вот дополнительные кружки онлайн — это прекрасно. Важно, чтобы в школах продолжались нормальные занятия. Но сам факт, что дети постоянно крутят в руках смартфон — это плохо, ответственный родитель отнимает его у ребенка.

- Какие проблемы в преподавании математики вы видите?

- В классе всегда есть два-три самых умных ученика, и они скучают, пока учитель пытается вдалбливать что-то в остальных.

- Что скажете про Челны?

- Был здесь 20 лет назад, когда просто ездил по России, но тогда никаких лекций не вел, просто гулял. А на этот раз, с утра сразу приехал в НГПУ, пока ничего в городе не видел. Студенты слушали, девочки были активнее. Кстати, это проблема, что школьные учителя в основном женщины, потому что учитель — это мужчина.

- А математику лучше мужчины или женщины понимают?

- Мужчины в среднем понимают гораздо лучше. У нас в стране идеально - нет дискриминации ни в одну, ни в другую сторону. У нас девочки и мальчики учатся вместе, и мы видим результат: из 30 победителей олимпиады по информатике - одна девушка, никто на нее не смотрит косо, но она одна. На математике будет больше – две-три. А на западе уже давно антидискриминация – женщин тащат во все места, им дают гранты на развитие и так далее.

-Вы будете сотрудничать с НГПУ?

- Да, они предложили мне руководитель матцентром, но это не значит, что я буду бывать в Набережных Челнах часто, но время от времени точно.

Источник