"Насквозь": Наталья Громова раскрывает жгучие тайны прошедшего века

Анна Берсенева

Выставки, которые она делает в Литературном музее о писателях 20-30-х годов ХХ века и о литературной среде того времени, всегда состоят из множества тщательно документированных фактов, но никогда не рассыпаются на фрагменты, а представляют цельное культурное явление. Таким же образом построены ее документальные романы - «Узел. Поэты: дружбы и разрывы (Из истории литературного быта 20-х — 30-х годов)», «Ключ. Последняя Москва», украсивший в 2013 году премию Русский Букер, «Ноев ковчег писателей», рассказывающий о военной эвакуации, и многие другие.

Почему же они столь притягательны? Напряженная драматургия судеб, выпавших людям, о которых она пишет, - да. Масштаб личности этих людей - безусловно. События, изобрести которые не смогло бы самое изощренное воображение, но которые происходили в реальной жизни ее героев, - и это тоже. Но главный секрет Натальи Громовой состоит, по-моему, в том, что все вышеперечисленное не просто найдено ею в архивах, а - осмыслено, отчувствованно. Наше общество не сумело отрефлексировать собственный страшный опыт ХХ века, и он по-прежнему застит нам жизнь, не отпускает, не становится прошлым. А Наталья Громова - сумела.

Источник