Непротухающая заливная рыба: "Иронию судьбы" на Новый год показали дважды

Непротухающая заливная рыба:

Первый канал юбилей новогодней мелодрамы «Ирония судьбы, или с легким паром!» в этом году отметил двумя показами – вечером 31 декабря и утром 1 января. Судя по обсуждениям в социальных сетях, многие смотрят картину Эльдара Рязанова из-за актерских работ, музыки и ностальгии по советской жизни.

Анжелика Заозерская

Микаэл Таривердиев в своей книге «Корабль дураков» прямым текстом написал, что во многом получил главные премии страны - Госпремию и премию Ленинского комсомола, потому что картина нравилась Леониду Брежневу. В благополучном для советской экономики 1975 году московский врач и ленинградская учительница получают приличные квартиры в новостройках, летают на самолетах, ходят в дубленках и модных меховых шапках, пьют шампанское, едят заливную рыбу, а главное – находят время на песни под гитару, дружбу, романы…У 30-летних людей в СССР была полноценная жизнь, пусть в одинаковых квартирах, пусть с дешевым нижнем бельем (Ипполит хорошо пошутил над трусами Жени Лукашина), но жизнь была настоящая. Автор сценария фильма Тимура Бекмамбетова «Ирония судьбы, или с легким паром. Продолжение» Алексей Слаповский успех первой картины в интервью «НИ» объяснил именно «атмосферой того времени»:

- Не секрет, что львиная доля успеха фильма – в сценарии. Но с «Иронией судьбы» Эльдара Рязанова – другая история. Пьеса, по которой снят фильм, не стала популярной. И спектакль по этой пьесе не имел большого успеха. Но кино – другая стихия. Она часто оживляет. «Иронию судьбы» я всегда любил, это моя юность, я жил так же, как ее герои, - признался Алексей Слаповский.

Несмотря на то, что в новом фильме «Ирония судьбы, или с легким паром. Продолжение» снялись самые лучшие актеры страны: Сергей Безруков, Константин Хабенский, Елизавета Боярская, а режиссер – с мировым именем, и лучшие композиторы и музыканты внесли свою лепту, но до народной любви рязановского фильма ему далеко. Казалось бы, и жить стало лучше, но как-то наша жизнь не трогает за душу, и, кажется, фальшивой. Если задуматься, то герои фильма – дети главных героев рязановского фильма, - не хуже своих родителей по нравственным качествам. Между прочим, именно из уст поколения детей Жени и Нади – рожденных в середине 70-х, начале 80-х нередко раздается критика в адрес героев фильма Рязанова. И сегодня журналист, писатель Олеся Проглядова поделилась своим мнением после очередного просмотра фильма Рязанова в социальных сетях:

- Лукашин, конечно, мямля и алкаш бесхребетный, но Ипполит вообще же мерзкий тиран и абьюзер, - пишет Олеся Проглядова.

Признаюсь, что я специально пересмотрела вчера фильм «Ирония судьбы, или с легким паром!» ради оценки двух кавалеров главной героини, и увидела, что тиран как раз Женя Лукашин. Даже не потому, что он бесцеремонно и нагло ведет себя в чужой квартире, хамит женщинам, выбрасывает в окно фотографию человека, а потому что демонстративно ставит ногу на спину лежачего Ипполита после того, как спортивным приемом одерживает над ним физическую победу. В фильме Рязанова проход Лукашина по спине Ипполита показан крупным планом. Гениальный оператор фильма Владимир Нахабцев, судя по этому крупному плану, делает все, чтобы показать нам – что за тип этот добрый доктор Айболит – Женя Лукашин. Причем издевается над своей жертвой Лукашин – абсолютно трезвым. Он – не алкаш, как считает Олеся Проглядова, потому что на утро отказывается выпить бокал шампанского. Настораживает и тот факт, что Лукашин постоянно всех поучает, стыдит Ипполита и страдает «гордыней». Довольно серьезно заявляет Ипполиту: «Великое - вам не по плечу».

Хотя, разумеется, даже со всеми своими недостатками Женя Лукашин – обаятельный человек. Он – «герой своего времени», и его будут любить много-много лет так, как неизбежно любят Печорина, Штирлица, Глеба Жеглова, Давида Гоцмана, Юрия Гагарина. Женя Лукашин – герой полуироничного советского застоя, когда созданы все предпосылки для счастья, а счастья почему-то и нет.

«Ирония судьбы, или с легким паром!» перевернула судьбы многих актеров, которые снимались в этом шедевре. Галя – Ольга Науменко стала актрисой одной роли, и поэтому категорически отказывается давать интервью на тему фильма. Лукашин – Андрей Мягков – поставил жирную точку на пьяных героях, потому что «высказался сполна». Надя – Барбара Брыльска – стала полькой номер 1 в России, и нелюбимой актрисой в своей стране. Но главная ирония в том, что за 45 лет наши режиссеры не смогли снять новогодний фильм, который конкурировал бы с рязановской «Иронией». Наберется три десятки фильмов с новогодним названием, но все они – дребедень по сравнению с фильмом Эльдара Александровича. Хотя назвать шедевром эту картину Эльдара Рязанова вряд ли решится хотя бы один критик. Банальный, избитый сюжет, средний сценарий, явное злоупотребление поэзией и музыкой…Но в фильме есть жизнь, чувства, музыка, красота..а главное, - праздник, который в нашей стране – самый большой дефицит.

Материалы по теме:Лирика вместо сатиры: что не так в «Иронии судьбы»Оливье, мимоза и «Ирония судьбы» не войдут в список наследия ЮНЕСКОТВНовый годКиноПервый каналИрония судьбы, или С легким паромНашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter000

Источник