С какими вопросами можно и нужно обращаться к участковому
В редакцию «Домашней газеты» часто обращаются читатели, чтобы пожаловаться на плохие компании во дворе или на соседей. Сетуют и на наркоманов, которые собираются в гаражах и житья не дают, и на бомжей... А потом зачастую выясняется, что жалобщики несколько лет ходили мимо распивающих на лавочке пиво подростков, плюнули на судьбу пожилого соседа, которого родственники выгнали из дома, сто раз проходили мимо гаражей, где явно употреблялись наркотики. Вот и итог. Любое правонарушение из категории «не наше дело» обязательно рано или поздно станет вашим. Максим Варнавский, старший участковый уполномоченный полиции ОП № 5 УМВД России по городу Омску, считает, что самое страшное в нашей жизни – это равнодушие. Он рассказал «ДГ» о том, на что необходимо обращать внимание и что делать, если пришлось столкнуться с правонарушением.
– Максим Николаевич, в каких случаях можно и нужно обращаться к участковому?
– Гражданин может обратиться к участковому с просьбой, с заявлением, а также сообщить о любом правонарушении или преступлении. Для обращений, не связанных со срочным реагированием, есть часы приема: вторникчетверг с 17.00 до 19.00, в субботу с 15.00 до 16.00. В это время можно получить характеристику в Уголовноисполнительную инспекцию или на место работы, справку о наличии и условиях хранения оружия. Или решить какието другие вопросы.
– А обращения срочного характера? Какую оперативную помощь может оказать участковый?
– Например, часто обращаются женщины, что их сыновья или мужья злоупотребляют спиртными напитками или наркотиками. Они просят принять меры. У нас алгоритм действий отработан. Бывает, что гражданин сразу не воспринимает советы полицейских, продолжает нарушать общественный порядок, дебоширит, выражается нецензурной бранью. Тогда мы составляем административный протокол и помещаем человека под административный арест. Как правило, приходя в себя, он соглашается на лечение. В моей практике был случай. Женщина сообщила, что сын ушел в запой (ранее был вполне положительный), и мы провели весь комплекс мер. Он восстановился, нашел работу и женился. Даже приходил сказать спасибо за то, что вытащили его из этой ямы.
Иногда бывают и более сложные ситуации. Например, был случай, когда поступило сообщение по дежурным суткам о том, что молодой человек в неадекватном состоянии угрожает пистолетом. Я застал его на улице, и у него действительно оказался пистолет. Он активно сопротивлялся задержанию, была борьба. В итоге в отношении него возбудили уголовное дело по факту незаконного хранения оружия и по факту противоправных действий в отношении сотрудника полиции. Он отбыл наказания и после того, как освободился, пришел с благодарностью, что я тогда его остановил и дело не дошло до более тяжкого преступления.
К слову, очень часто многое зависит от неравнодушных соседей. Если рядом с вами проживают одинокие пожилые люди, обращайте, пожалуйста, на них внимание. Если вы предполагаете, что человеку нужна помощь, а он не открывает дверь, вызывайте участкового. Мы проведем все мероприятия по спасению людей.
– Пожилые люди часто становятся жертвами злоумышленников. Как не стать жертвой мошенника?
– Да, это действительно актуальный вопрос. На нашей территории были случаи, когда злоумышленники представлялись соцработниками или гадалками. И выманивали немалые суммы у пожилых людей. Находить таких преступников сложно. Пострадавшие зачастую не могут даже вспомнить их приметы. Кроме того, многие мошенники маскируются – надевают очки, парики.
Мы принимаем профилактические меры: встречаемся со старшими по домам, размещаем памятки, проводим беседы с гражданами. Что следует помнить в первую очередь: ни в коем случае не нужно открывать двери посторонним гражданам и общаться с ними. Основная рекомендация – не принимать никаких быстрых решений. Не стоит бежать и срочно снимать деньги с банковского счета или отдавать ювелирные изделия.
– Как понять, кто может ходить по квартирам, а кто нет? Может быть, правда придет соцработник?
– Часто злоумышленники, представляясь соцработниками, говорят, что вам положена доплата, например, как ветерану. Это обман. Все соцвыплаты, льготы, пособия оформляются через многофункциональный центр. Подается заявление, собирается пакет документов. Гражданин уведомляется письменно, приглашается в госучреждение, которое это пособие оформляет. По квартирам могут ходить только почтальоны, которые приносят либо почту, либо пенсию.
– Можно ли обращаться в полицию из¬за шумных соседей?
– Вступил в силу закон Омской области о том, что в определенные часы гражданам нельзя шуметь: с 22.00 до 8.00 часов. Есть ограничения в выходные: днем не должны проводиться строительноремонтные работы, ночью также нельзя делать ремонт и громко включать музыку. По этой статье уже есть практика. У нас на участке в 2019 году были привлечены к административной ответственности четыре человека. Хотя в большинстве случаев достаточно просто провести беседу. Отмечу, что санкции статьи предусматривают штраф от 500 до 3 тысяч рублей на физических лиц.
– А если в подъезде обосновались наркоманы?
– В случае обнаружения подозрительных лиц, которые делают закладки, либо наркоманов, которые собираются в подъезде, звонить в полицию. Только сотрудники в этом случае могут правильно принять меры. Если вы обнаружили наркотики, то самостоятельно забирать «закладку» и нести участковому не надо. В этом случае нужно набрать «02» и сообщить о находке. Больной вопрос – это реклама сайтов, где можно приобрести наркотики, ее наносят распылителем на фасады домов, стены магазинов. Если вы увидите либо надпись, либо того, кто ее делает, сообщите в полицию. Мы проводим работу, чтобы здания фасадов очищались от рекламы наркотиков. Сообщения граждан – это очень хорошая профилактика правонарушений. Любой преступник избегает тех мест, где живут неравнодушные и бдительные люди.
Оксана Кузнецова
КСТАТИ
Добавим, что алгоритм взаимодействия с участковым уполномоченным очень прост. Если вы пришли в участковый пункт полиции, то необходимо назвать свой адрес и изложить суть проблемы. Участковый, который закреплен за вашей территорией, обязательно выслушает и, в зависимости от ситуации, либо немедленно решит вопрос, либо даст необходимые пояснения и рекомендации.