Сергей Шнырев: «В экстремальных ситуациях я становлюсь сильным человеком»

Сергей Шнырев: «В экстремальных ситуациях я становлюсь сильным человеком»

Актер, сыгравший главную роль в фильме Максима Дашкина «На дальних рубежах» из конкурсной программы ММКФ рассказал о своих учителях, коллегах, творчестве и жизненных принципах

Анжелика Заозерская

- Сергей, в фильме сына Станислава Говорухина Сергея Говорухина «Никто кроме нас» вы играете военного журналиста, работающего в «горячей точке», и многим зрителям напомнили героев русской литературы. Кто из героев классики вам близок?

- Точно не Печорин или Онегин ... Скорее Мечтатель из «Белых ночей» Достоевского. Мне близки путешественники, странники. По сути я сам – путешественник – прохожу путь своих персонажей. Так случилось, что военных сыграл немало. В фильме «На дальних рубежах» мой герой – подполковник Николай Лесков находится в замкнутом пространстве маленького приграничного городка, где каждый человек - на виду, где ничего не утаить. В этих обстоятельствах и случается драма – измена близкого человека.

- Приходилось ли вам в реальной жизни сталкиваться с женской изменой?

- Слава Богу, измены обходили меня стороной. Но что такое ревность, я знаю. Это чувство затуманивает мозги и доводит до тупости. От ревности человек становится не только слепым, но и ограниченным.

- На ваш взгляд, в чем таятся истоки ревности?

- У всех по-разному. У моего героя Николая в фильме «На дальних рубежах» ревность - не от безумной любви, а от неожиданности удара, который нанесли жена и его сослуживец. В основе его ревности - чувство собственности. «Это мои солдаты, мои подчиненные, моя жена, мой сын» - так рассуждает мой герой.

- Физиономисты говорят, что таким цветом глаз, как у вас - тигровым - обладают только сильные личности. Вы - сильный человек?

- Я - сильный человек в экстремальных ситуациях. Мобилизуюсь в чрезвычайных обстоятельствах, как внешних, так и внутренних. Не могу сказать, что я - настолько сильный человек, который всем помогает и всех защищает. Актерская профессия - довольно эгоистична, и мы зачастую слишком замкнуты и зациклены на себе, своем внутреннем мире, и, к сожалению, больше думаем о себе, чем о других.

- Хорошо ли быть законченным эгоистом?

- И хорошо, и плохо. У актеров есть не только свой путь, но и путь их героев, актер меняется с каждой новой ролью. Если относится к профессии серьезно, путь актера может быть похож на путь философа, исследователя. У Олега Ефремова есть книга об актерском мастерстве «Все серьезно», актерская профессия - серьезная профессия. Возвращаясь к разговору о сильных личностях, для меня – это прежде всего люди, которые могут повести за собой, как, например, Олег Ефремов или Олег Табаков. Люди «без кожи» на сцене, они создали свои театры, воспитали талантливых учеников.

- Вы окончили престижную Школу-студию МХАТ и играли в МХТ имени Чехова. Как вы оцениваете свой театральный путь, не жалеете о том, что ушли из такого знаменитого театра?

- Мне очень сложно себя оценивать. Как правило, я собой недоволен. Счастлив, что немало лет играл на сцене Московского Художественного театра, служил в труппе Олега Ефремова, а потом в труппе Олега Табакова. С Олегом Николаевичем мне посчастливилось играть в спектакле «Борис Годунов». Невероятная удача была играть вместе с Галиной Вишневской и Татьяной Лавровой на сцене в МХТ (речь идет о спектакле «За зеркалом»). Работал я и с Романом Козаком, Дмитрием Брусникиным, играл в спектакле Михаила Ефремова. С приходом в театр Олега Павловича Табакова произошла некая смена поколений, и она совпала с моим переходом в свободное творческое плавание. В силу своего характера я не доволен своей творческой карьерой, скорее, удовлетворен. Но уход в свободное плавание предполагает развитие, и я на это надеюсь.

- Процесс обучения актерскому мастерству часто в наших театральных вузах происходит через унижение личности. Вам это знакомо?

- Мне с педагогами повезло. Меня не унижали. Но требовали, и иногда меры были жесткими. Нужно это было для того, чтобы добиться от меня необходимого состояния. Я не обижался на подобные «унижения», а расстраивался из-за своей актерской беспомощности, причем расстраивался до слез. Актер должен научиться быть этаким «упругим мячиком», который отталкивается от предложения режиссера, хорошо делает свою работу, и возвращается таким же «упругим мячиком» в исходную точку. Я не обижаюсь на режиссеров, я пытаюсь их понять.

- Говорят, что у каждого актера был свой Олег Ефремов. Для вас кто Олег Ефремов?

- Для меня Олег Николаевич - Учитель с большой буквы. Он – актер действия и содержания. Когда мы репетировали, Олег Николаевич часто повторял: «Про что?». Для него был очень важен смысл. Он был невероятно прозорливым человеком. Он знал, и всё. Может быть, вы замечали, что у актеров того «Современника» слышна ефремовская интонация.

- Возвращаясь к началу нашего разговора, почему Печорин, о котором говорит ваш герой в фильме Сергея Говорухина «Никто кроме нас» вам не близок?

- Печорин - вмешивается в судьбы других людей, в этом смысле он «роковой» человек, что мне совсем не близко.

- А кто такой этот роковой человек?

- Человек, который несёт внутри себя судьбу, и которого судьба ведет. Роковые люди идут и действуют так, потому что по-другому идти и действовать не могут, и остановиться не могут. Тогда как я предпочитаю остановиться и задуматься. Раньше меня тоже «несло», но сейчас я знаю где тормоз, и как он работает.

- А как вы относитесь к роковым женщинам?

- Смотря для чего? Для интрижки - очень даже любопытно. Для жизни - подальше от них. Для творчества - замечательно, главное, чтобы в тему. Сейчас я разделяю цели и задачи. Раньше - лет 10 назад, я бы не думал, а сразу влез по уши в отношения с роковой женщиной. А сейчас подумаю и, скорее всего, отойду подальше от роковой женщины. Для меня достаточно рока в кино, в театре...

- Ирина Пегова, с которой вы играете в спектакле «Онегин», - роковая женщина?

- Слава Богу, нет. Ирочка - настоящая русская женщина, с теплом, сердечностью, терпимостью... Но роковую женщину сыграть может. Жизнь меня щадит от встреч с роковыми женщинами. Есть роковые женщины, которые совсем не похожи на роковых. Для меня роковая женщина - Марина Цветаева. Роковая женщина - не та, которая опасно играет с чувствами, а та, которая несет в себе рок, судьбу. Роковой человек все время ходит по лезвию и находиться с ним рядом я не хочу. Вот дружить, встречаться - да...

- Но они же чертовски привлекательные, интересные, харизматичные...

- Я - впечатлительный, сопереживающий, и наблюдать, как человек ходит по лезвию бритвы и гибнет, не могу.

***

Из досье «НИ»

ФИЛЬМ «НА ДАЛЬНИХ РУБЕЖАХ»

Режиссер – Максим Дашкин

Сценарист – Борис Фрумин

Оператор – Андрей Найденов

Композитор – Дмитрий Носков

Актеры – Виктория Толстоганова, Сергей Шнырев, Александр Кудин

Синопсис: Российская военная база, Кыргызстан. Мария, жена заместителя командира базы, хочет вырваться из этого тесного мира и с нетерпением ждёт перевода мужа обратно в Россию. У неё завязываются отношения с сослуживцем мужа, капитаном Крайновым, который тренирует её сына в секции дзюдо. Стремительное развитие их романа трагически и необратимо меняет жизнь Марии и её семьи.

О съёмках:

Фильм снимался в Киргизии в городе Балыкчи в декабре 2018 года. Съёмки проходили на территории Киргизской военной части, но историю и фактуру режиссёр Максим Дашкин собирал на материале Российской военной базы в Киргизии в городе Кант.

МАКСИМ ДАШКИН, режиссер: «Я приехал в Кант, прожил там две недели, наблюдая, как военные ходят в магазин, биллиардную, взаимодействуют с местными жителями, как женщины работают в парикмахерских и сфере услуг, и на основе этого я стал формировать сценарий, выстраивать историю отношений между героями. Меня поразило, что на военной базе от плаца до дома, где живут офицеры – всего 200 метров, и военнослужащие просто не успевают перестроиться психологически по пути от работы до дома. Подобную атмосферу мы создали на площадке».

В картине снимались 4 российских актёра, все остальные – это киргизские актёры, которых искали по всей Киргизии и местные жители. Город Балыкчи известен своими ветрами. Временами ветер был настолько сильный, что срывал крыши домов, но для ключевых сцен фильма ветер задал важную атмосферу.

О фильме:

Максим Дашкин, режиссер: «Этот фильм для меня о той цене, которую человек платит за неверность. Такой урок чаще всего человек получает через боль. Человеку вообще свойственно учиться через боль и ошибки. Адекватна ли цена проступку – спрашиваем мы потом себя. Только потеряв что-то безвозвратно, человек осознает ценность того, что имел. В наше время, когда верность как ценность подвергается сомнению, обесценивается, размышление на эту тему мне кажется чрезвычайно важным».

Виктория Толстоганова, актриса: «Когда я первый раз прочла сценарий, я подумала – «Это же то самое кино, которое я люблю – аскетичное, минималистичное, где вроде бы ничего не происходит, но в то же время происходит очень много. В героине мне очень близко ее молчание. Она все время молчит. Когда я читала сценарий, то не понимала до конца, действительно ли она испытывает чувства? Умеет ли она вообще чувствовать? Ведь все, что происходит в нашей жизни, зависит от эмоциональной раскачанности нашей души. У кого-то эмоциональность прыгает, скачет, и он готов на разные безумства… А кто-то вообще не понимает, как такое возможно. У Марии все очень скупо на территории любви. И вдруг с ней что-то случается, она как будто попадает в любовь. Но мы до конца не понимаем – любовь ли это? Есть такой индийский миф про женщину-разрушительницу Махакали. О разрушительной женской природе, которую упорядочить может только её муж Шива. Мария – такая разрушительница. Ей надо вырваться и отомстить за все – женщине всегда есть за что мстить, каждую секунду. Женщина ведь очень терпящая натура, но однажды она может смести все огнем. Мария этого не хотела. Но именно так и получилось».

Сергей Шнырев, исполнитель роли Николая: «Для меня этот фильм был очень интересен как драма замкнутого мира. И она стала еще острее после того, как все мы пережили карантин и опыт изоляции. Чем больше общество замыкается на себе, там больше внутри него зреет драм и коллизий. В нашей истории не столько понятия о чести или верности, сколько само место действия и связанные с ним обстоятельства, во многом решили исход этой драмы. «Дальний рубеж» здесь имеет не только прямой смысл, то есть «где-то очень далеко», это еще и эмоциональный рубеж – предел, когда дальше только срыв и что-то страшное. Ограниченное пространство – это страшно».

Александр Кудин, исполнитель роли Крайнова: «Для меня это история превращения из мальчика в мужчину. У моего героя фамилия такая – Крайнов, он готов идти до самого края. И еще это про плату за настоящее. Герои позволили себе «настоящее» и заплатили своим позором… Мне кажется, что это трагедия, связанная с вопросом, который часто встает перед человеком, – страсть или терпение? Но вдруг это не страсть, а настоящая любовь? Если так, то неизбежна трагедия».

Борис Фрумин, автор сценария: Армейская среда – серьезная и почти не разработанная тема. У каждого персонажа в сценарии есть свое поведение и своя логика, и каждый в своих поступках прав. Люди реагируют на свои ошибки, но всегда следуют своей логике. Иногда эти логики сталкиваются. Эта история не про офицеров на базе, это про людей, совершающих поступки (или проступки). Конечно, военная база и то, что один находится в подчинении другого, накладывает на события определенный отпечаток. Но такое могло произойти и в гражданской среде. Это фильм о том, что интерпретация правды неоднозначна.

О Сергее Шныреве:

Окончил Школу-студию МХАТ (курс А. Леонтьева), до 2008 году служил во МХАТе им. Чехова. Среди работ в театре – Ланской («За зеркалом»), Бертран («Ундина»), Борис («Гроза»), Феодор («Борис Годунов»), Молчалин («Горе от ума»), Ленин («Любовь в Крыму») и др. Дебютировал в кино в 1992 во французском фильме «Женщина на ветру».

Избранная фильмография:

2016 – «Налет» (сериал)

2015 – «Королева красоты» (сериал)

2013 – «Околофутбола» (игровой, п/м)

2013 – «Ангел или демон» (сериал)

2012 – «Человек, который спас мир» (игровой, п/м)

2010 – «О чем говорят мужчины» (игровой, п/м)

2010 – «Доктор Тырса» (сериал)

2009 – «Тайная стража. Смертельные игры» (сериал)

Поощрительный диплом Премии ФСБ

2008 – «Морской патруль» (сериал)

2006 – «Червь» (игровой, п/м)

2003 – «Возвращение Мухтара» (сериал)

Материалы по теме:В Союзе адвокатов поддержали смягчение приговора актеру ЕфремовуАктер Данила Козловский заключил мировое соглашение с травмированной зрительницейМосковские театры призвали отказаться от спектаклей с участием пожилых актеровТеатрыАктеры и ролиКинокинофестивалиНашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter000

Источник