Смена вех и поколений: ведущие московские театры ждут большие перемены

Смена вех и поколений: ведущие московские театры ждут большие перемены

Анжелика Дин

Знаменитый французский теоретик театра (начала 20 века), автор работы «Театр и чума» Антонен Арто, в одном из своих трудов написал: «Театр спасти труднее, чем что бы то ни было в этом мире. Искусство, целиком выросшее на власти иллюзии, которую оно более не в силах поддержать, обречено на исчезновение». Зато именно сейчас, в «смутное время», идет борьба за власть в нескольких ведущих театрах столицы. Все идет к тому, что в ряде театров поменяется руководство.

Министерство культуры РФ не продлило контракт с главным режиссером Центрального Академического театра Российской Армии Борисом Морозовым, который с 1995 года руководил театром. Проблем со здоровьем у него нет, явных грехов и провалов тоже, но факт остается фактом. Казалось, ничто не предвещало такой резкий поворот в судьбе режиссера. Говорят, что отставка Морозова связана с директором по развитию этого театра Миленой Авинской.

Три года назад с приходом Милены в театр был взят курс на привлечение молодежной аудитории, на поиск новых форм, и якобы консерватор Морозов оказался «лишним». Поскольку театр курирует Министерство обороны РФ, то смена руководства происходит корректно. Правда, периодически на страницах дочери Бориса Морозова, театрального деятеля и педагога Екатерины Морозовой появляются посты артистов с тревогой за будущее театра, но, как говорится, ничего серьезного и криминального.

Художественному руководителю и создателю театра своего имени Роману Виктюку 83 года. Роман Григорьевич не очень здоров, передвигается с палочкой и, как бы цинично это не звучало, мысли о будущем руководителе неизбежны. У театра Виктюка – прекрасное здание в Сокольниках (историческое, отремонтированное, оборудованное), международная слава (одни из немногих театров страны, востребованный на Западе) и желающие его возглавить, судя по последним событиям, имеются. Директор театра Валерий Райков сразу группой бывших сотрудниц этого театра обвиняется в сексуальных домогательствах. Не будем вникать в нюансы этих обвинений, но театральная Москва, разумеется, догадывается – почему именно сейчас Райков оказался в эпицентре сексуального скандала. «Некто» явно не хочет, чтобы Валерий Райков в случае ухода Виктюка возглавил театр.

Еще в начале этого года художественный руководитель театра Сатиры Александр Ширвиндт в одном из интервью заявил о намерении «добровольно покинуть пост». Александру Анатольевичу – 85 лет, из них 20 лет он руководит театром «Сатиры». В прошлом году у Ширвиндта были серьезные проблемы со здоровьем, и уже тогда, по словам самого Александра Анатольевича, «он подумывал об уходе с поста худрука». Сам Ширвиндт, со свойственной ему самокритичностью, «великим худруком себя не считал, и открыто выражал сомнения в том, что «актер может быть гениальным руководителем театра».

С начала эпидемии в театре Сатиры началась игра-война за место худрука. Один из главных претендентов на его место – Сергей Газаров. Режиссер, актер, ученик Олега Табакова он несколько лет назад вернулся из США в Москву и развернул очень активную деятельность. Газаров стал преподавать в Академии театрального и киноискусства Никиты Михалкова, поставил в «Современнике» спектакль «Амстердам» с участием Михаила Ефремова, а в театре Табакова – «Ревизор» с Владимиром Машковым. Но в «Современнике» и в театре Табакова – новые, молодые, талантливые худруки - Виктор Рыжаков и Владимир Машков, которые точно не отдадут свои кресла Газарову. После того, как СМИ написали о конфликте на национальной почве директора театра Сатиры азербайджанца Мамедали Агаева и армянина Сергея Газарова, Александр Ширвиндт поспешил заявить, что «Сергей Газаров не будет худруком». Правда, Ширвиндт тоже возглавляет театр по контракту правительства Москвы, и у него нет никаких полномочий решать вопросы о будущем руководстве театра. Если правительство Москвы назначит Газарова, так тому и быть. В качестве претендентов на пост худрука называют и режиссера Павла Сафонова, и заслуженного артиста России Максима Аверина (он – приглашенный артист театра Сатиры). Версия о потенциальном худруке Федоре Добронравове, который недавно ушел из театра Сатиры, беспочвенная. Федор Добронравов лишен лидерских амбиций, и у него, увы, серьезные проблемы со здоровьем.

26 июня министр культуры России Ольга Любимова сделала официальное заявление, которое, скорее всего, укрепит директорскую власть в театрах. Речь идет о разработке законопроекта, исключающего художнику, творцу соприкасаться с финансами и сметами. Законопроект называется "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о культуре". Уже сегодня многими ведущими театрами руководят только директора. Так происходит в театрах имени Моссовета, «Ленкоме», театре Школа драматического искусства и ряде других. Да и в театрах худрук нечто вроде «свадебного генерала». Без решающего слова директора худрук даже не распоряжается репертуаром. Сегодня о той безграничной власти худруков, как раньше, не может быть и речи. К сожалению, руководители театров не предпринимают меры – как совместными усилиями спасти репертуарный театр в сложных условиях реальности, а каждый ищет свои пути выхода из кризиса.

Источник