Смоляне в сталинском кинематографе. Часть 4

Смоляне в сталинском кинематографе. Часть 4

Сегодня мы расскажем не только о поистине культовом актёре, ныне почти забытом, но и о выдающемся представителе важнейшей закадровой профессии, чей труд является неотъемлемой частью нашей жизни.

Вот уже четыре десятилетия наша страна с любовью следит за служебным романом милого счетовода Новосельцева, придуманного и снятого талантливым Эльдаром Рязановым. Но мало кто помнит настоящую звезду в советском кинематографе – актёра Ивана Новосельцева, умершего совсем молодым на съёмках в разгар Великой Отечественной войны.

Наш земляк много снимался у таких выдающихся режиссёров советского кино, как Лев Кулешов («Великий утешитель», 1933), Михаил Ромм («Тринадцать», 1936), Сергей Герасимов («Семеро смелых», 1936; «Комсомольск», 1938), Леонид Луков («Большая жизнь», 1939; «Александр Пархоменко», 1942). В годы войны Иван Хрисанфович снимался в боевых киносборниках, играя людей мужественных, благородных, преданных своей родине.

Смоляне в сталинском кинематографе. Часть 4

В Интернете можно найти замечательные по точности отзывы на работу актёра. Например: «Новосельцеву удавалось создавать полноценные, некартонные образы и убедительные характеры, прибегая не столько к театральным приёмам, сколько за счёт умения «играть лицом», за счёт пластики и дисциплины поведения в кадре. В фильме «Александр Пархоменко» Новосельцев сочетает в едином образе трудносочетаемое: ум, интеллигентность, тактичность и набор черт отрицательного персонажа сталинистских фильмов. Поистине он переиграл своим творчеством шаблоны эпохи!» (Пётр Меньшиков, портал kino-teatr.ru.)

Смоляне в сталинском кинематографе. Часть 4

«Вспоминая работу с И.X. Новосельцевым в фильмах «Семеро смелых», «Комсомольск», я как-то ясно себе представляю, что одной из лучших могла стать для него роль космонавта. Вся его натура, весь его облик удивительно сочетались с этой возвышенной и мужественной профессией». (Татьяна Макарова, статья 1970 года.)

Будущий актёр родился 7 марта 1906 года в крестьянской семье в селе Андроново Духовщинского уезда Смоленской губернии. Его мать – талантливая песенница, труженица с золотыми руками – оказала огромное влияние на развитие сына. Она привила ему вкус к народному искусству, научила понимать красоту природы, петь раздольные русские песни. Подросток отличался активной жизненной позицией, писал стихи, хорошо играл на венской гармони.

В 1925 – 26 годах Иван был секретарём комсомольской организации Духовщины, а также создателем молодёжной литературной группы, которую курировал М.И. Исаковский. Увлекался молодой человек и театральной самодеятельностью, принимая участие в агитпредставлениях «Синей блузы».

Смоляне в сталинском кинематографе. Часть 4

С ноября 1928 года по декабрь 1929 года Иван Новосельцев служил в морском флоте в городе Кронштадт. После демобилизации год преподавал военные знания в школе-девятилетке в городе Бежица (Брянская область).

В 1930 году Новосельцев поступил в Московский центральный театральный техникум, но проучился там всего полтора месяца, так как сразу же был приглашён на одну из ролей в фильм Всеволода Пудовкина и Михаила Доллера «Простой случай». Роль, в итоге, была сыграна другим артистом, утверждает киновед Алексей Тремасов (энциклопедия «Всегда со мною…»), но с этого момента Иван много снимался. В мае 1931 года он был зачислен в штат кинофабрики «Межрабпомфильм».

В биографии Ивана Хрисанфовича много разночтений, одно бесспорно: уже на картине Льва Кулешова «Великий утешитель» (1933) Новосельцева заметили зрители, о нём заговорили режиссёры. Великолепные внешние данные и растущее из фильма в фильм актёрское мастерство сделали Новосельцева одним из популярнейших артистов тридцатых годов.

Смоляне в сталинском кинематографе. Часть 4

В 1936 году он перевёлся в Ленинград на киностудию «Ленфильм». В 1939 году был удостоен ордена «Знак Почёта» за исполнение роли Соловьёва в фильме «Комсомольск».

Безвременная смерть Ивана Хрисанфовича также покрыта туманом недосказанности. По некоторым данным, ему, диабетику, на съёмках просто вовремя не подвезли лекарство… Как бы то ни было, Новосельцев скончался в Киргизии 22 октября 1942 года под посёлком Пристань-Пржевальск, что в Иссык-Кульской области. Режиссёр Владимир Браун работал там над военным фильмом «Пропавший без вести» о моряках-подводниках. Он потом довёл работу до конца, уже с другим исполнителем главной роли, но картина на экраны так и не вышла…

На малой родине Ивана Новосельцева, в Духовщине, в 2007 году установлена мемориальная доска – на здании кинотеатра «Заря».

Именно так можно назвать функцию звукооператора, если исходить из того, что важнейшим из искусств для нас является кино. А таковым оно и было – по крайней мере, в рассматриваемый период. Зритель слышит фильм так, как этого добивается своим мастерством звукооператор. Появление звукового кино – безусловно, революция в культурной жизни человечества. Оценить это событие, равно как и важность звука в кинематографе, очень легко: вы часто смотрите немое кино? А если не Чарли Чаплина – вообще, хоть что-нибудь немое смотрите?

Звукооператор, о котором сейчас пойдёт речь, проработал в отечественном кино несколько десятилетий! Благодаря ему мы имеем законченную звуковую картину ко многим выдающимся фильмам, определившим своё время и наше к нему отношение. Достаточно назвать всего одну его работу – и вы улыбнётесь и обязательно зауважаете его имя. Картина – музыкальная комедия «Карнавальная ночь» (1956) Эльдара Рязанова, а звукорежиссёр – наш земляк Виктор Зорин, один из лучших звукооператоров СССР.

Смоляне в сталинском кинематографе. Часть 4

Если же говорить о сталинской эпохе, то Виктор Михайлович сделал звук к одной из самых лиричных и востребованных картин своего времени – к «Машеньке» Юлия Райзмана. Причём эта лента, выпущенная в страшном, кризисном для страны 1942 году, была всего второй сольной работой Зорина в кино. Начинал он в 1940 году с картины «Бабы».

Смоляне в сталинском кинематографе. Часть 4

Киноэнциклопедия характеризует «Баб» Владимира Баталова (легендарный папа Гоги) как «оптимистическую драму о передовых женщинах приволжского колхоза». В титрах нас должно заинтересовать даже не то, что простых крестьянок играют признанные красавицы Алла Тарасова и Эмма Цесарская, а – Михаил Исаковский в качестве автора текстов песен. Не потому даже, что Исаковский – тоже наш земляк, а потому что запись музыкальных номеров (тем более – нескольких) по тем временам требовала невероятных усилий и скрупулёзности массы людей. Поскольку Виктор Михайлович Зорин воспоминаний о своей непростой работе воспоминаний не оставил, воспользуемся рассказом другого звукооператора, Бориса Владимировича Венгеровского (журнал «Искусство кино»):

В годы Великой Отечественной Зорин вместе с «Мосфильмом» был эвакуирован в Алма-Ату и работал на Центральной объединённой киностудии. Его фильм «Небо Москвы» посвящён обороне столицы осенью 1941-го.

Смоляне в сталинском кинематографе. Часть 4

В годы сталинского так называемого малокартинья Виктор Михайлович участвовал в создании таких масштабных полотен «большого стиля», как «Адмирал Нахимов» (тоже наш земляк, 1947), «Путь славы» (о первой в СССР железнодорожнице, получившей звание Героя Социалистического Труда, 1948), «Жуковский» (1950), «Пржевальский» (1951, ещё один наш земляк), «Садко» (1952)… Надо сказать, тогдашнее кинематографическое начальство высоко ценило мастерство Зорина – он был награждён медалью «За трудовую доблесть» (1950).

И если ещё в 1954 году Зорин озвучивал эпического «Бориса Годунова», то в дальнейшем его послужном списке немало комедий и «лёгких» фильмов – «Весёлые звёзды» (1954), «Весенние голоса» (1955, один из режиссёров – Эльдар Рязанов), «На подмостках сцены» (1956), уже упоминавшаяся «Карнавальная ночь» и два следующих фильма Эльдара Рязанова – «Девушка без адреса» (1957) и «Человек ниоткуда» (1961)… Нельзя не сказать, что наш земляк – звукооператор таких выдающихся, культовых картин, как «Жестокость» (1959, режиссёр Владимир Скуйбин) и «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» (1964, режиссёр Элем Климов). Везло Зорину и на экранизацию классики. Вот лишь несколько названий: «Хованщина» (1959), «Враги» (1960, по рассказу Чехова), «Иоланта» (1963, приз Всесоюзного кинофестиваля за лучшую работу звукооператора), «Царская невеста» (1964), «Дядюшкин сон» (1966), «Каменный гость» (1966)…

Смоляне в сталинском кинематографе. Часть 4

Биография Виктора Михайловича Зорина отличается краткостью: вся его жизнь была посвящена любимой работе.

Родился он 11 февраля 1913 года в Смоленске в рабочей семье. В 1931 году поступил в единственный тогда в Европе специализированный вуз, готовивший технические кадры для кинематографа – Ленинградский институт киноинженеров (ЛИКИ). В 1937 году окончил электротехнический факультет; по направлению работал на Украинской студии кинохроники (Харьков) и в строительном управлении Ленинградского военного округа. Затем вся творческая деятельность В.М. Зорина была связана с главной киностудией огромной страны – «Мосфильмом».

По жизни Виктор Михайлович был холост. За год до смерти переехал на постоянное жительство в Дом ветеранов кино. Умер от инсульта в Москве 2 мая 1980 года.

Сергей МУХАНОВ

Фото: kino-teatr.ru

При подготовке публикации использованы материалы библиографического справочника «Смоляне – в кино, кино – в Смоленске» (2-е издание, Смоленск, 2016 год). Благодарим за помощь в работе автора книги – сотрудницу Смоленской областной универсальной библиотеки им. А.Т. Твардовского Людмилу Викторовну ЛИСОВСКУЮ.

Источник