Театральная Москва простилась с художником Сергем Бархиным

Театральная Москва простилась с художником Сергем Бархиным

Сегодня в последний путь проводили выдающегося театрального художника, представителя столичной династии архитекторов, художников Сергея Бархина. Прощание с мастером состоялось в двух театрах Москвы: в Академическом театре имени Маяковского и в МТЮЗе.

Сергей Бархин был бессменным автором этих двух театров, и до последнего работал над созданием новых сценических пространств.

Корреспондент «НИ» Анжелика Заозерская с 2015 года переписывалась с Сергеем Бархиным, брала у него интервью и по-человечески дружила. Сергей Михайлович делился с нашим автором своими размышлениями о литературе, театре, любви, жизни, давал советы, учил мудрости. Эти советы могут быть интересны и полезны для читателей «НИ»:

С Сергеем Михайлович Бархиным я познакомилась в 2015 году в социальной сети. Обратилась к нему с предложением вести колонку в ежедневной газете «Вечерняя Москва». Сергей Бархин отказал так, как может отказать только истинный аристократ духа – предельно честно и вежливо:

- Газета - это невозможно. Я не актуален. Сегодняшним днём не интересуюсь и не комментирую даже войну и цены. Не пишу уже два года, так как ушло автоматическое письмо. Не вытанцовывается. Спасибо за предложение, но давайте лучше в личке. Извините меня.

Сергей Бархин в переписке называл себя именами двух литературных героев – лейтенантом Гланом (главный герой повести Кнута Гамсуна «Пан») и Печориным. Кнут Гамсун и Лермонтов - любимые писатели художника:

«Почитайте Гамсуна. Царское издание пять томов. Он прекрасен, и, как Лермонтов, ницшеанец», - в конце весны 2016 года посоветовал мне Сергей Бархин. И добавил: «Но Гамсун пишет о мужчинах, а Ибсен и о дамах написал. Гедда Габлер. Делал сцену два раза».

У Сергея Бархина литература и театр, искусство и жизнь были как две руки – правая и левая. Когда он создавал декорации к спектаклям по Толстому, писал о Толстом, когда декорации по Гончарову, - о Гончарове. А Лермонтов и Гамсун рядом с ним, быть может, внутри него были всегда:

- Я бы в таком состоянии почитал "Пана" Гамсуна. Или я сегодня читал прозу Цветаевой. Это, как фехтование. Только искры летят» - делился своими впечатлениями Сергей Бархин,

О персонажах русской литературы писал: «Да, наши русские герои все странные - Онегин, Обломов, Вершинин…» Онегина считал «убийцей друга», Чацкого – наброском, а вот Печорина – настоящим героем:

- Чацкий и Онегин - герои только по школьной программе. Да они главные персонажи, но не герои. Печорин - герой. И Лермонтов уже в названии противопоставляет его Онегину, - объяснял Сергей Михайлович.

Он писал фамилию героя романа Лермонтова через «E» - по аналогии с черным цветом. Сергей Бархин объяснял, что «герой Лермонтова создан на контрастах и противопоставлениях: «блондин с черными глазами». Сергей Михайлович был убежден в том, что Печорин и Лермонтов – один человек:

- Толстой много писал про Кавказ. При том он был воин ещё с Крыма, и в "Войне и мире. И всё же он кавказцев уважает и чуть боится. А Лермонтов в "Герое"- Печорин - не боится и даже чуть презирает. Почему??? Потому, что он сам - горец!!!

О постановке Миндаугаса Карбаускиса «Анна Каренина» в театре имени Маяковского в 2015 году:

- Кругом так неважно вокруг и только с Толстым хорошо. (21.02.2015)

- Я уговорил Миндаугаса сделать скромно. Не так, как они жили, безвкусно. Я говорил, что Толстой - не босой старик, а Андрей Болконский, воин в Севастополе и на Кавказе. Отсюда - шинельное сукно. Оно, уже забытое, дало тепло (29.02.2016)

- Карбаускис - сын и брат двух самых богатых литовцев. Отец - бывший председатель колхоза. Всегда приезжает в Москву смотреть разные спектакли. Миндаугас очень скромный, - так охарактеризовал в нашей переписке худрука театра имени Маяковского Сергей Бархин.

Сергей Михайлович как никто другой отличался редкой скромностью. Только один из примеров скромного отношения к себе:

- В Академии награждали разных великолепных художников. И будет неправильно писать обо мне. Вы уж простите. Эта медаль для меня важна. но для Академии это эпизод. Вы уж меня простите. когда у нас сойдутся планеты, поговорим о чём-нибудь более сущностном, чем медаль. Но сегодня я вспомнил, как обидно мне было, когда в школе медальку не дали. А она освобождала от экзаменов в институт, - рассказывал мне Сергей Бархин.

На мою критическую статью спектакля Карбаускиса «Изгнание» Сергей Бархин ответил: «Вы имеете право. Но не забывайте, что это только лишь ваше мнение, а не приговор» (06.02.2017)

Художник называл себя «мудрецом и философом», а я бы, на основании нашего общения, добавила «ангелом-хранителем и защитником». Последнее сообщение он написал мне 19 октября этого года – поздравил с моим юбилеем. 20 октября Сергей Бархин в последний раз зашел в свой аккаунт в фб, и оставил последнюю запись: «Сильно заболел и еле выживаю. Простите».

Сергей Бархин давал мне лаконичные и, разумеется, верные советы. Думаю, что Сергей Михайлович был бы не против их публикации. Если они могут кому-то помочь, почему бы их не донести до людей:

- Красиво - жить! Писать, рисовать, играть на гитаре и танцевать... (16.05.2016)

- Будьте Фигаро. Слугой, но умнее хозяина. И не уходите (17.05.2016)

- Не жалейте себя, а жалейте других (18.05.2016)

- Уверяю Вас, это не самый тяжёлый день Вашей жизни. Вспомните маму и папу, вспомните, как всем родным было трудно. Не горюйте, но не бездействуйте (20.05.2016)

- Нет, нельзя так зависеть от жизни. Ударил ГРОМ. (03.06.2016)

- Вам уже не нужен учитель жизни, потому что с какого-то времени учит только сама жизнь (02.07.2016)

- Обиды должны быстро проходить. Делайте картины маслом, и всё забудется (15.07.2016)

- А картины - им и судьба - дариться, покупаться, теряться. Иначе привязанность к плодам деятельности, а это плохо (10.08.2016)

- Надо всё забыть. Знайте, что впереди много лет. Не сосредотачивайтесь на этом эпизоде. (12.08.2016)

- Оставьте обиду. Всё суета сует. Забудьте, живите сейчас. Не травите себя. (01.12.2016)

- В этой жизни надо любить родных, иметь друзей и юмор. Немного читать (21.10.2017)

В начале осени прошлого года Сергей Михайлович сообщил мне о своих завершенных и предстоящих работах:

- Спектакли предложили и Яновская, и Гинкас очень не интересные. Левитин предложил хорошую идею. Но нет двух артистов.

Я сделал 4 Маленькие трагедии Пушкина - 18 иллюстраций, 20 - к Гамлету, 20 - к Королю Лиру, и по 10 иллюстраций к Макбету и к Отелло. Денег начать нет. В мастерских Хармс у Левитина, "Кошка на крыше" у Гинкаса, и начинаю делать что-то для Карбаускиса. Вам удачи и здоровья!, - пожелал Сергей Бархин.

Премьера последнего спектакля с пространством Сергей Бархина «Кошка на раскаленной крыше» состоялась 27 сентября 2919 года на сцене МТЮЗа. Первый спектакль с пространством Сергея Бархина – «Баллада о невеселом кабачке» в театре «Современник» в 1967 году.

Анжелика Заозерская

ТеатралХудожникНашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter000

Источник