Вечная классика: спектакль "Евгений Онегин" в театре Вахтангова показали в 300-й раз

Вечная классика: спектакль

Вряд ли совпадение, что 300-й спектакль "Евгений Онегин" в постановке Римаса Туминаса на сцене театра имени Вахтангова идет 13 октября, в любимый день основателя театра

"Евгений Онегин" под счастливой звездой "13"

Евгений Вахтангов, памятник которого этой осенью установлен около входа в театр, любил 13 число, всегда сидел в 13 ряду и тем самым бросал вызов приметам и суевериям. Кто знает, если бы герои романа Пушкина "Евгений Онегин" Татьяна, Онегин, да, и все светское общество начала 19 века не находились бы под таким сильным влияниям предрассудков, чужих взглядов и мыслей, счастливых судеб было бы гораздо больше. Римас Туминас рассказал историю потерянной любви провинциальной девушки и светского аристократа, шаг за шагом, слово за словом следуя за автором. Вечные критики (куда от них деться) забрасывали режиссера претензиями: "Почему на сцене два Онегина? Почему влюбленная Татьяна ведет себя как одержимая и где же благородство главного героя?". В прологе автор ясно объясняет стиль и настрой своего повествования: "прими собранье пестрых глав полусмешных, полупечальных"...Изначально роман задуман как роман о двух половинках человеческой личности, половинках любви и пограничных состояниях, в которых пребывают герои на пике страсти, жизни и смерти. Автор начинает "собранье пестрых глав" "рукой пристрастной". Римас Туминас, покорно и вежливо следуя за Пушкиным, добавляет свою страсть, на которую имеет право. Его Онегин - страшный и жалкий человек. Отнюдь не тот "добрый малый", который так красиво говорит и будто бы честно себя ведет. В спектакле он - убийца своего друга Ленского, убийца чистой любви, убийца возможного счастья. Он убивает и пулей, и словом. Убивает целеноправленно, точно и безжалостно. Находит якобы из добрых побуждений самые ядовитые слова для Татьяны, которая написала ему письмо в духе французского романа. Он презирает поэта Ленского только за то, что тот оптимист. Туминас в своем спектакле показывает, как добрая половинка человека подавляется злой, и холод, горечь, отрава увеличиваются в геометрической прогрессии. Татьяна - цельная натура, которая не дробится на части и не рассыпается на осколки. Из пылкой, нежной, порывистой она превращается в статую - царицу бала, когда теряет Онегина. В одну из тех недоступных красавиц, которая погрузилась в литургический сон. Римас Туминас откровенно говорил в интервью, что " в молодости он тоже был Онегиным, но если бы можно все вернуть и начать сначала, он бы ничего не разрушал":

Римас Туминас в музее-квартире Еагения Вахтангова Фото:Наталья Нечаева

- Онегин - даже близко не герой. Александр Сергеевич хотел завершить и роман, и придать ему черты настоящего героя, но, это не произошло. Наверное, Пушкину надо было послать Онегина на войну, - не послал. Или бороться за свободу какого-нибудь народа. Тогда бы он вернулся героем к Татьяне и она могла бы сравнить его со своим генералом. Она ведь вышла замуж за генерала как за настоящего героя. Тогда как Онегин убил человека, шлялся по гостиницам, вернулся и принялся пренендовать на чужую жену, - объясняет свое видение Евгения Онегина Римас Туминас.

Исполнитель роли Онегина (точнее, одной из его половинок) Виктор Добронравов поделился с "НИ" представлением о своем персонаже:

- Онегин - молодой человек, который решил, что он все видел, все знает, и жизнь уже закончилась. В те времена была такая тенденция - хандрить. Вся эта скука во многом надумана. Впереди целая жизнь, а он уже устал и ни во что не верит. Римас Туминас часто говорит о том, что "русский герой не сложился, что все они - рефлексирующие молодые люди, сетующие на судьбу, а истинные героини - женщины, и на них страна держится". И в нашем спектакле героиня - Татьяна.

Признаюсь, мне хотелось сыграть Онегина, который полюбил Татьяну, и жить без нее не может, и первое время я так играл. Но Римас Туминас остановил меня: "Нет, люди не меняются. А уж такой тип, как Онегин, и подавно".

Спектакль Римаса Туминаса - нереально красивый. Все четыре времени года, описанные в романе, показаны на сцене. Самая красивая зима, со святками, гаданиями, странными снами, метелью и дуэлью. Зима любви и зима смерти. Согласно действиям в романе 13 января опытный дуэлянт Зарецкий передает Онегину вызов на дуэль. Он мог помирить друзей, но его злая половина решила быть пособником вражды и убийства. "13" число в романе Пушкина всем персонажам принесло несчастье. Но Римас Туминас решил изменить эту традицию суеверий и объявил премьеру 13 февраля 2013 года. В день рождения Евгения Вахтангова. В счастливый день для русского театра.

"Евгений Онегин", пожалуй, самый спорный спектакль Римаса Туминаса. И, судя по словам режиссера, самый личный. В нем Туминас проводит работу над своими ошибками и ошибками огромной армии мужчин, которая неизбежно пользуется своим превосходством, властью, положением сильного и теряет то важное, что должно было принести счастье. "Евгений Онегин" с его горькой правдой о несоединившихся двух половинках, - не приговор России, а сон, который снится каждому из нас в самые судьбоносные моменты жизни, и который во многом благодаря нашей глупости становится реальностью.

Анжелика Заозерская

Материалы по теме:Директор театра имени Вахтангова Кирилл Крок: «Мы строим империю добра»Премию в номинации «Любимый театр» получил Театр им. ВахтанговаТеатр им. Вахтангова приостановил репетиции после вспышки коронавируса среди артистовТеатрыНашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter000

Источник