Владимир Мирзоев - о сериале "Топи": "Красота враждебна промежуточному человеку" 

Владимир Мирзоев - о сериале

Триллер культового режиссера Владимира Мирзоева по мистической утопии Дмитрия Глуховского «Топи» - эксперимент во всех смыслах. Владимир Мирзоев в эксклюзивной интервью «НИ» рассказывает о необычном для себя проекте, о котором сегодня говорит вся Россия. Режиссер Владимир Мирзоев

Анжелика Заозерская

- Владимир Владимирович, как возникла идея снять сериал для платформы?

- В далеком 2014-ом Митя Глуховский написал мне в ФБ – мы тогда не были представлены, и никаких российских платформ ещё в помине не было. Митя предложил прочитать сценарий, который назывался «Топи». История сразу в меня попала, но это была более лаконичная версия, на четыре серии. С этого началось наше с Митей знакомство и соавторство. До этого сценарий два года путешествовал по телеканалам – без особого успеха. Понятно почему – этот сюжет не для гламурного ТВ. Шесть лет мы искали продюсеров и деньги на проект. Как это часто бывает, помог случай. И актер Максим Суханов. Ну и платформы появились, а у телека появился сильный конкурент.

Максим Суханов в роли водителяКадр из фильма "Топи". Антон Макуха в роли Чучундры

- Тот, кто следит за вашим творчеством, понимает, что выбор материала для вас не случайный…и что для вас «Топи» - важное высказывание… На ваш взгляд, платформа Яндекса – более свободная площадка для творчества?

- Социологи говорят, что Россия разделилась на два народа: один смотрит телевизор, другой - сидит в интернете. И народы эти с трудом друг друга понимают – настолько различаются информационные потоки и способы их восприятия. Аудитория, для которой работают платформы, смотрит лучшие американские и европейские сериалы. Это опытный зритель, привыкший к сложной драматургии, эксперименту и нестандартному киноязыку.

Актер Тихон Жизневский в роли Макса

- В нашем интервью вы говорили о том, что «в России движение по кругу – бесконечному кругу», и эта же мысль в «Топи» - куда бы человек не пошел, он все равно возвращается в исходную, гиблую точку…В чем тогда смысл жизни в России, если нет ни выхода, ни прорыва?

- Смысл в том, чтобы вырваться из циклического времени и попасть в осевое. Вырваться из архаики, из сословного общества, где всё новое оказывается хорошо забытым старым. «Русская система» господства и подчинения, как её называл Юрий Афанасьев, однажды превратится в миф, в острый сюжет для кино и литературы – и только. Чехов в начале ХХ века пророчил, что «прекрасная Россия будущего» появится лет через двести. Вот, сто двадцать уже прошло – осталось совсем немного.

Софья Володчинская - ее героиня Эля

- В «Топи» – застывшее время…Что было 50, 100, 200 лет назад, то осталось…Меняется только язык…Вместо дураков – «мудаки»…Что такое время? В аду, наверное, тоже безвременье? Может быть, Россия – это и есть ад? Но ведь за столько веков можно было что-то изменить?

- Попытки что-то изменить были и не одна: Петр Первый, декабристы, реформы Александра Второго, Февральская революция, Октябрьская, Перестройка, 1991-ый год... Историки считают, что модернизация требует минимум двух веков последовательных и солидарных усилий. Если модернизация абортируется, многое приходится начинать сначала. Сто лет назад Россия была аграрной страной: 87% населения – крестьяне, самый архаичный слой империи. Большевики этот слой уничтожили, срезали под корень. Нынешняя элита, в основном, потомки крестьян – отсюда их бессознательная страсть к недвижимости и захвату чужих территорий.

Капитана полиции Козлова играет Александр Доронин

- Москвичи в вашем фильме находят прелесть в этой деревнк, - своя баня, природа, деревенские продукты…Моя бабушка живет в Архангельской области, и я была у нее. Более красивого места в мире не видела…Почему в России красота сопряжена с уродством, почему у нас все хотят изуродовать, изувечить, уничтожить?

- Вандализм, варварское отношение к природе и красоте вообще – это устойчивая характеристика промежуточного человека, человека на перепутье. Он уже оторвался от традиционной культуры, а современная цивилизация ощущается им как чужая, враждебная. Так ребёнок ломает игрушку, с которой не умеет играть.

- У вас единственный молодой и живой человек (все – преждевременные старички) – журналист…Он – каждую минуту остается журналистом.В чем причина этого феномена? Может, человек, который ищет сенсаций – не имеет возраста?

- Думаю, Тихон Жизневский, сыгравший роль Макса, актер удивительного обаяния – в этом всё дело.

- В фильме – прекрасные актерские работы. Как проходил кастинг? Насколько сложными были съемки для артистов?

- Кастинг проходил по-разному. Ваня Янковский был настроен очень решительно. Он начал с того, что сказал без тени смущения: «Я хочу эту роль, это мой материал, мне интересна эта история, этот герой, я хочу это играть». После первой пробы у нас появился Денис. А Макса мы искали долго и мучительно, перепробовали десятки актеров – и не нашли ни одного кандидата. Пока уже под финал кастинга не появился Тихон Жизневский.

- В сериале нет ни одного ребенка…У нас нет будущего?

- Есть у нас будущее. А в заключительной седьмой серии будут дети.

- Продолжите ли вы снимать для интернет - платформ?

- Поживем – увидим. Надеюсь, некоторые из тех проектов, что есть у меня в портфеле, придутся ко двору.

.

Материалы по теме:Владимир Мирзоев: "Конституция - фикция, каждый в любой момент может стать зэком"Владимир Мирзоев: «Марк Анатольевич умел оставаться наивным ребенком»Владимир Мирзоев: “Сможет ли Серебренников руководить театром? Вот вопрос”ИнтернетАктеры и ролиКинопремьерыКиноЯндексСериалыВладимир Мирзоевсериал "Топи"Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter

Источник