Впервые в истории: музей Людвига в Кельне выставил вместе оригиналы картин и подделки

Впервые в истории: музей Людвига в Кельне выставил вместе оригиналы картин и подделки

В Кельне открылась экспозиция «Русский авангард в Музее Людвига: оригинал и подделка»

Ирина Зиганшина

Обычно музейщики не испытывают гордости, когда в их собраниях обнаруживаются фальшивки. Кельнский Музей Людвига поступил иначе и выставил подделки работ мастеров русского авангарда рядом с оригиналами. О необычной выставке пишет The New York Times.

Наряду с подлинными работами таких всемирно известных мастеров первого русского авангарда, как Казимир Малевич, Александр Родченко, Наталья Гончарова, на новой выставке можно увидеть картины, которые прежде также были атрибутированы как принадлежащие кисти этих авторов, но последующая экспертиза это опровергла.

Кельнский музей известен всем любителям искусства тем, что в нем хранится одна из крупнейших в Западной Европе коллекций русского авангардного искусства. Помимо Пикассо, немецких экспрессионистов и мастеров поп-арта, шоколадный магнат Питер Людвиг и его жена собрали богатейшую коллекцию работ русских художников начала XX века, и, когда Ирена умерла в 2010 году, кельнскому музею досталось наследство в виде без малого 600 произведений русского авангарда.

В их числе были 100 живописных полотен, которые с тех пор изучаются экспертами. Из 49 картин, которые уже исследованы, 22 объявлены ошибочно атрибутированными. Слова «подделка» здесь избегают: оно с юридической точки зрения подразумевает намерение обмануть, а его путем изучения работы не докажешь.

Прежде чем открыться, а это случилось в минувшую субботу, выставка уже стала предметом судебного спора. В августе известная швейцарская Galerie Gmurzynska, которая в свое время продала Людвигам около 400 картин, подала иск с требованием, чтобы музей представил исследования своих экспертов на суд публики до открытия выставки. Владелица галереи Кристина Гмуржинска говорила: «Мы хотели бы немного уважения к тому, чего мы достигли за 55 лет. Конечно, может быть, эксперты и ошибались на протяжении многих лет, но мы не можем судить об этом, не видя технических отчетов». Однако региональный суд на прошлой неделе отклонил иск после того, как город Кельн, которому принадлежит музей, обжаловал ранее вынесенное решение в пользу галереи.

Известно, что среди купленных в Galerie Gmurzynska работ, появившихся в экспозиции, как ошибочно атрибуированные, так и подлинники – последнее также было подтверждено экспертами музея.

В прошлом оценка подлинности работ, приписываемых мастерам русского авангарда, опиралась исключительно на мнения знатоков. Музей Людвига проводит свою экспертизу исходя еще из двух параметров: изучения истории владения произведением и лабораторного анализ.

Научные сотрудники из команды музея использовали такие методы, как инфракрасные, ультрафиолетовые и рентгеновские тесты, микроскопическое исследование, химический анализ и радиоуглеродное датирование. В числе других работ исследователи применили эти методы к картине, которую Людвиг купил у Гмуржинской в 1985 году как работу Ольги Розановой. Эта кубистическая картина, датированная 1913 годом, «Пейзаж (Разложение форм)», представлена на выставке наряду с аналогичной работой Розановой, одолженной у мадридского Музея Тиссена-Борнемисы, полотном 1913 года под названием «Человек на улице (Анализ объемов)». Изучение картины из собрания Музея Людвига показало, что материал, на котором она написана, содержит синтетические полиэфирные волокна, которых в 1913 году существовать не могло. Химический состав пигментов также отличался от других работ Розновой того периода. Исследователи пришли к выводу, что работа из собрания Людвига является более поздней копией, сделанной неизвестным художником.

Все эти беды с атрибуцией уходят корнями в историю. По известным причинам произведения мастеров русского авангарда были изъяты из публичного пространства, и когда в 1960-х годах на Западе начал развиваться рынок произведений искусства, вывезенных контрабандой из СССР, работы часто не имели документов, подтверждающих их происхождение. Все это приводило к фальсификациям, которые подпитывались востребованностью русского авангарда: картина Малевича в 2008 году была продана на аукционе Sotheby's за 60 миллионов долларов, а работу Гончаровой в том же году на Christie's купили за 11 миллионов долларов.

Тем не менее в последнее время вокруг русского авангарда случилась целая серия скандалов. Самый известный – с Гентским музеем изобразительных искусств, который в 2018 году был вынужден закрыть выставку русского авангардного искусства после того, как дилеры и искусствоведы назвали выставленные там произведения «крайне сомнительными». Директор музея подал в отставку, бельгийская полиция продолжает расследование.

Новая выставка – попытка движения в сторону прозрачности. Кроме того, в Музее Людвига считают, что подделки могут быть полезны в качестве ориентира и в образовательных целях. Поэтому музей намерен сохранить все ошибочно атрибутированные работы в своей коллекции, хотя после закрытия выставки 3 января они и не будут больше выставляться публично.

На фото: три экспоната выставки: «Черное на черном» Александра Родченко, «Динамический супрематизм №38» Казимира Малевича и дизайн костюма Ирода к трагедии Оскара Уайльда «Саломея», приписываемый Александре Экстер.

Материалы по теме:Картина "Беларусь", нарисованная полицейской дубинкой, продана за три миллиона рублейКартина Франса Халса похищена в Нидерландах третий разАукционисты ждут рекорда: на торгах Sotheby's выставят картину БоттичеллиГерманияМузеиИзобразительное искусствоИскусствокартинаНашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter000

Источник