За пределами допустимого: Новосибирск задыхается от морозов и смога

За пределами допустимого: Новосибирск задыхается от морозов и смога

Экстремально опасный воздух застыл над Новосибирском. Сервис мониторинга качества воздуха City Air ставит Новосибирску 10 балов из 10 по уровню загрязненности атмосферы. Этот показатель означает, что в воздухе огромное количество вредных примесей.

Людмила Бутузова

С 28 декабря и по сей день концентрация достигает критических значений: превышено предельно допустимое сочетание взвешенных частиц и диоксида азота.

Сервис рекомендует жителям Новосибирска как можно меньше находиться на улице и закрыть окна. Ожидается, что ситуацию ухудшится.

Практически все районы затянуты густым смогом, видимость на дорогах - почти нулевая.

«На улице находиться невозможно, дома также — головная боль и обострение астмы, - долетел до «НИ» отчаянный крик жителей. - Это же смертельный уровень концентрации!! Ну зайдите в Яндекс, оторвитесь уже от салатов)) В Яндексе посмотрите качество загрязнения воздуха в Новосибирске! Давайте кричать об этом!! СРОЧНО ВСЕ ОСТАВЛЯЙТЕ и пишите ЖАЛОБУ В РОСПОТРЕБНАДЗОР!!»

Новосибирское управление МЧС новогодний смог объясняет холодной погодой - от минус 35°С и ниже. Прогноз на ближайшие дни – усиление морозов до минус 45. Считается, что низкие температуры при отсутствии осадков и ветра способствуют сохранению вредных примесей в воздухе.

- То, что в городе стало опасно дышать, местные СМИ писали весь год, -напомнил в разговоре с «Новыми Известиями» доцент кафедры инженерных проблем экологии НГТУ Владимир Северцев.- Новосибирск занимает четвёртое место в рейтинге российских городов с самым грязным воздухом. Хуже дела обстоят только в Москве, Санкт-Петербурге и Челябинске. Но я бы не рискнул связывать сложную экологическую обстановку в городе только с зимними температурами. Весной, летом и осенью никакой лютости не наблюдалось, но постоянно был введён режим «‎чёрного неба», и он мало чем отличался от нынешнего «штормового предупреждения». Власти просто недооценивают то, что происходит в городе с воздухом. Поэтому у нас нет и никогда не было грамотной проработанной стратегии выхода из экологического кризиса. Сегодня она нужна как никогда.

Новосибирск — третий по количеству жителей город Российской Федерации и самый населенный в азиатской части страны. Он располагается на берегу Оби, рядом — Новосибирское водохранилище, снабжающее мегаполис водой. В городе функционируют несколько десятков предприятий металлургии, атомной и химической промышленности.

Экологи насчитывают вблизи заводов 200 зон с повышенным радиационным фоном. В атмосфере присутствуют торий, уран, радий. Но радиоактивное загрязнение почв Новосибирской области происходит не только за счет антропогенного воздействия: гранитная плита, на которой расположен город, содержит природный и опасный для здоровья человека радон. Он легко смешивается с воздухом, отравляет почву и сточные воды. Отравление радоном — второй по частоте фактор, приводящий к развитию рака легких. Новосибирск, увы, — один из десяти самых «раковых» городов страны. На диспансерном учете , по официальным данным, не меньше 10% населения. Плюс астматики, число которых за последние годы значительно увеличилось из-за больших проблем с воздухом.

Лидер новосибирского отделения экологической партии «‎Зелёные», депутат горсовета Игорь Украинцев поделился с «НИ» заметил, что плохой воздух, кроме непосредственной угрозы физическому здоровью, ещё и ‎дурно пахнет, в прямом смысле этого слова. Неприятный запах, по его мнению, исходит от автомобильного транспорта:

- Наш рынок наполнен экологически вредными автомобилями — в большинстве своём это машины классов Евро 2 и Евро 3. Евро 5 в лучшем случае, соответствует лишь несколько процентов. И все они стоят в огромных ежедневных пробках и ежесекундно наполняют наш воздух опасными выбросами, — отметил депутат. – Есть ли решение? Есть! ‎Я глубоко убеждён, что развитие транспорта — это не покупка подержанных трамваев и троллейбусов. Даже соседи уже проводят транспортную реформу, уменьшая с обновлённым парком и количество пробок, и количество выбросов в атмосферу вредных веществ. Приведу в пример Новокузнецк, который, столкнувшись с серьёзными проблемами, решился на проведение транспортной реформы. После её завершения горожане будут ездить на качественном общественном транспорте, подобно жителям Казани, Москвы и Санкт- Петербурга.

При всем уважении к трудам местных «зеленых» по поиску виновных в отравлении воздуха не все автомобилисты готовы заткнуть выхлопную трубу на своих авто. Судя по дискуссии в местных соцсетях, «зеленые» вообще не на тех переводят стрелки.

«То есть опять автовладельцы виноваты, что не покупают современные машины? –от имени братьев по разуму куражится Черницкий Даниил Владимирович. - Или если бы не было пробок, то и воздух был бы чище? Какое счастье еще, что заводы уже не работают, а то бы вообще бы задохнулись, ведь и рабочие бы на работы все время на машинах бы ездили...»

Тем не менее, ученые Новосибирска провели масштабное исследование загрязненности атмосферы и пришли к выводу, что только за прошлый год в воздух Новосибирска было выброшено около 400 тысяч тонн веществ. Примерно 70 % из них — из-за автотранспорта, 30 % — это заводы и производства города.

— Я считаю, что пока у нас машины (большие или маленькие) будут прогреваться под окнами, ничего не изменится, — заявил эколог, старший научный сотрудник НГУ Сергей Пащенко. — Такая ситуация возникает почти каждую ночь. Проблема огромная, особенно для нашей страны. Она еще и в том, что есть автомобили не предназначенные для эксплуатации в наших условиях. Поэтому некоторым автовладельцам, которые прогревают машины, проще переплатить за бензин, чем пройти какое-то количество метров пешком.

Ранее представители мэрии заявили, что в Новосибирске могут ограничить передвижение автомобилей по городу из-за ухудшающегося качества воздуха.

Начальник Западно-Сибирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Валерий Григорьев выступил в поддержку инициативы: «Автомобильные пробки не дают спокойно дышать горожанам, а птицы замертво падают, когда владельцы начинают раскочегаривать свои авто».

Однако сентенция «внимательно относиться к экологии города и делать все, что зависит от вас», особого отклика в соцсетях не нашла.

Татьяна Казанова: «Суббота, 2 января, густой смог на улице. Сидим дома, пробок нет, на автомобили загрязнение уже не свалить. Разуйте глаза: в Новосибирске просто перевели ТЭЦ с газа на бурый уголь. Начните контролировать предприятия, дармоеды!!

Осип: «Идет откровенное воровство чистого воздуха у горожан. СГК, ты травишь тех, кто тебе платит. Убивать население Новосибирска это не только геноцид, но и путь к банкротству. Ставьте фильтры на свои трубы, ну это невозможно ж выжить в таких условиях. Мэрия, сдай назад!»

Соцсети завалены фотографиями сугробов, покрытых толстым слоем сажи. Содержание подписей и комментариев гласит: «Такого зимой еще не было», «Как мы этим дышим?»

Преподаватель кафедры экологической безопасности и экономики природопользования НГУЭУ Евгений Семенюк прокомментировал проблему следующим образом: «Чёрный снег и смог – явление для морозов не новое. При низкой температуре давление воздуха препятствует восхождению продуктов горения вверх, и тяжёлый воздух стелется по земле. Из-за этого вся сажа и примеси осаждаются на снег, деревья, дома, припаркованные автомобили»…

Что касается источника загрязнения, эксперт не связывает повышенный уровень загрязнения с СГК и с переходом их ТЭЦ бурый уголь.

А что это за зверь такой – СГК? «Сибирская генерирующая компания» — энергетический холдинг, входящий в Группу компаний АО «СУЭК». Осуществляет свою деятельность на территории Алтайского и Красноярского края, Кемеровской, Новосибирской и Свердловской области. Детище федерального министра Абызова, плотно подсевшего сейчас на казенные харчи по уголовным обвинениям.

Управление СГК перешло в руки довольно молодого олигарха Андрея Мельниченко, который сумел закрутить с мэрией Новосибирска такой жгучий роман, что она едва не уничтожила все локальные городские котельные в пользу ТЭЦ СГК.

Коротко напомним суть дела. Компания СГК купила в 2018 году большую новосибирскую энергетику и приступила к планомерному удушению конкурентов в лице локальных котельных. В столице Сибири СГК стала действовать так же нахраписто и без церемоний, как привыкла вести себя в Красноярском, Алтайском краях и в Кемеровской области. Например, в конце 2017 года взяла у мэрии Новосибирска в концессию более трех десятков муниципальных котельных. Но вместо обещанной модернизации новые хозяева стали их просто закрывать. Старые угольные кочегарки не жаль, но «под раздачу» попали и экологически чистые газовые котельные. В том числе были остановлены самые мощные из них - Кировская и Калининская. Избавляясь от конкурентов при молчаливом одобрении мэрии и областного правительства, энергомонополист переключал потребителей тепла на свои ТЭЦ. Это создавало аварийность и ухудшало экологическую обстановку в Новосибирске. Выбросы увеличились настолько, как будто в городе разом запыхтели все «кочегарки».

«До прихода в город СГК Новосибирск продвинулся далеко вперед в развитии чистой энергетики. Газовые котельные вырабатывают 88 процентов всего тепла, что производили суммарно все локальные котельные. А СГК попыталась отбросить нас в прошлый век», - с тоской писали аналитики издания «Большой Новосибирск» Но нельзя было не заметить и другое - растет недовольство бездействием городских властей. Через год чиновники поняли, что запахло жареным. И за подобную халатность можно пересесть из мягких кресел на жёсткие нары. Мэр Локоть заявил городу и миру: «Не допустим, не позволим!» Потом наступила пауза, все увязли в предвыборных хлопотах. И вот, наконец, мэрия осознала всю опасность монополизации теплоснабжения мегаполиса Сибирской генерирующей компанией и, несмотря на её активное сопротивление, 20 июня на общественных слушаниях была утверждена альтернативная схема теплоснабжения Новосибирска до 2034 года. Решено было умерить аппетиты энергомонополиста и пресечь уничтожение локальных котельных, от которых во многом зависит энергетическая безопасность новосибирцев. Прошедшая зима еще раз это подтвердила. Отключений тепла в домах, которые греют «родные» котельные было заметно меньше, чем в зданиях, подключенных к крупным ТЭЦ. Помимо увеличения надёжности систем жизнеобеспечения, замедлилось ухудшение экологической ситуации от выбросов ТЭЦ. Ну и бонусом к этой благодати – экономия более 7 млрд. рублей на ненужной городу реконструкции ТЭЦ.

Ну и чем, собственно, новосибирцы не довольны? Почему снова «экологическая катастрофа» и проклятья в адрес властей?

- Они сами виноваты, - заявил «НИ» доктор юридических наук, глава фонда «Гражданская инициатива Сибири» Виктор Смоленский. - Выбрав новую стратегию развития теплоснабжения, власти должны были сразу же обеспечить её выполнение. По условиям концессии, СГК до 2024 года должна инвестировать в модернизацию переданных ей котельных и сетей более 481 миллиона рублей. Однако экономических стимулов выполнять обязательства у СГК как не было, так и нет (план по ликвидации конкурентов сорвался, а другого не было). Игнорируя условия соглашения, СГК весной ссылалась на удобный ей вариант схемы теплоснабжения Новосибирска. Тот самый, что предусматривал ликвидацию локальных котельных. Дескать, зачем их ремонтировать, если все равно сдавать в металлолом. Теперь юридических зацепок у СГК не осталось. Значит, мэрии надо власть употребить, заставить СГК выполнить обязательства и предотвратить уничтожение муниципального имущества. Происходит все наоборот – нерешительность и заигрывания с проштрафившимися «партнерами» не только провоцируют социальное напряжение, но и подталкивают город к экологической катастрофе. В чем мы имеем несчастье убедиться в тяжелые новогодние дни.

И все же, нарастание недовольства новосибирцев заставило СГК резко увеличить этим летом объем ремонта тепловых сетей. А также отказаться (на время?) от планов «блицкригом» добиться от властей разрешения ускоренно поднимать тарифы на тепло, как это удалось провернуть, например, в правительстве Алтайского края. А вот с «бурым углем» в Новосибе не справились. Сколько не дискутировали в горсовете и сколько доводов за и против не приводили ученые, экологи, общественники и энергетики, заставить компанию отказаться от сырого и чадящего угля не удалось. И это понятно: когда на одной чаше весов экология, а на другой дешевое топливо, выбор всегда будет в пользу цены.

«Новым Известиям» не удалось дозвониться до Михаила Кузнецова, генерального директора Сибирской генерирующей компании. «Новый год, все руководство на яхтах», - то ли правду сказал, то ли пошутил невидимый телефонный собеседник. Но в одном из новосибирских изданий нашлось свежее интервью г-на Кузнецова о преимуществах «бурового угля». Что-то в этом духе: при сжигании «бурый уголь» выделяет в 1,7 раза меньше энергии, чем каменный, содержит примерно в 3 раза больше воды и для отопления города бурого угля потребуется в 1,4–1,7 раза больше, чем каменного». Корреспондент «НИ» подумала, что только у нее плохо с арифметикой, но люди в комментах тоже пишут, что не въезжают, для какой цели СГК «этот товар» - «не иначе как нас травить?». Но есть в интервью и кое-что обнадеживающее: пока что лишь одна ТЭЦ-3 отапливает квартиры горожан при помощи этого горючего камня, оборудование и старые котлы других ТЭЦ не предназначены для бурого угля.

Так что без паники, товарищи! Надо просто поддать газу своим властям и все, жизнь повернется к лучшему – вредить экологии будут только ваши собственные автомобили. Но это совсем другое дело.

Материалы по теме:Указ номер 666: Россия увеличивает выбросы парниковых газов. Экологи - противДмитрий Кобылкин в "Единой России" займется вопросами экологии. И не толькоЭколог Андрей Лалетин: "В Сибири уже пора заповедники делать, а не ЦБК строить"ЭкологияАвтоЖКХНовосибирскЭнергетикаавтовладельцыНашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter000

Источник